Татьяна Полякова: "Литература связана с воспитанием"
Мой сын лет до одиннадцати читал с большой неохотой. Максимум по книжке в месяц из того, что для души, а не из школьной программы. Муж всё время беспокоился — в читающей семье — не читающий ребенок. А потом сын прочитал Роджера Желязны — "Хроники Амбера" и прошу прощения, подсел. Не успокоился, пока не прочел все его романы.
Я поняла его вкусы и стала аккуратно направлять. В результате, к 20 годам он прочитал все, что на мой взгляд достойно молодому человеку прочитать. В том числе, таких авторов как Маркес.
— Что посоветовать читать ребенку?
— То, что достойно войти в копилку мировой литературы. Мальчишкам, если нравятся приключенческие книги, — про пиратов. Из этой отправной точки и стоит двигаться — на стыке приключений, загадки. Вопрос серьезный, общего совета быть не может. Вкусы и пристрастия — у всех разные.
И очень важно — быть рядом, помогать ребенку в этом выборе, но ни в коем случае не контролировать. Вдумчиво разговаривать, стремиться почувствовать то, что ему нравится. Предлагать — похожее или противоположное. Прямо противоположное его вкусам тоже может произвести сильное впечатление.
Привить интерес к чтению — это родительская работа, часть воспитания. Если родители ничего не читают и не собираются, им будет в некоторой степени тяжело в этом вопросе. В нашей жизни всё связано — литература с воспитанием. А если тебе это интересно, ты получаешь потрясающий опыт общения со своим ребенком. Вы говорите не о том, что сиюминутно важно — ты покушал, погулял, сделал уроки…
Вы говорите о жизни. Это дает возможность не общаться с ребенком на бытовом уровне, а подниматься до общечеловеческих ценностей.
Но, к сожалению, не всем родителям это нужно. Для некоторых родительский долг ограничивается приготовлением пищи, сопровождением на прогулки и в школу, проверкой уроков. Перед большинством родителей встает вопрос подросткового кризиса — когда ребенок теряет связь с родителями и становится самостоятельным, взрослым.
Мой ребенок уже давно обладает этими свойствами, но связи со мной никогда не терял. Его подростковый возраст мы пережили совершенно спокойно, без хлопаний дверьми и гневных возгласов. Пришел однажды пьяный. Пообщались, без криков и хихиканий. Утром отец сказал сыну: "Если в следующий раз почувствуешь себя плохо, станет тяжело — не ходи по улицам, не пытайся доехать самостоятельно. Позвони нам, мы тебя заберем". Но сыну было настолько стыдно, что этот первый раз стал последним, без слез и криков.
Вопрос воспитания упирается в то, как ты ощущаешь время, общаясь с ребенком. Если чувствуешь, что тратишь его впустую — "мог бы пивка попить или футбол посмотреть, а приходится с ним торчать" — это будет замечено, ребенок почувствует.
В таком случае дети и сказать могут, что терпеть вас не могут, и могут дать понять, что не стоит вмешиваться в их дела, и сделать это в грубой форме. И будут правы. А если общение с ребенком и есть для тебя самое главное, ты его для этого родил, — чтобы быть с ним рядом, помогать, развивать, в процессе разговора с ним решать какие-то важные вещи в себе, — это родительское счастье, к которому мы все стремимся.
Побудить ребенка к беседе о жизни — достаточно просто. Существуют спектакли, выставки, концерты, оперы, да мало ли что ещё, куда его можно взять, и он сам, впечатлившись, начнет беседу. Сразу будет видно, какой вид искусства ему наиболее близок, а какой он не понимает.
Вообще, форма искусства — обертка души, творческого заряда автора — главное улавливать мелодию творца, чувствовать передаваемые им чувства. Мы можем начать обсуждать картину художника и дойти до общечеловеческих вопросов — для нас это норма общения. Наблюдающие со стороны люди часто удивляются — "что за философские дебри?". Таков наш стиль жизни. Мы его ни кому не навязываем.
Жеглова Вера