Они открыли путь. Маргарет Уайт, военкор в юбке
«Мы, фотожурналисты, находимся в привилегированном положении: мы видим мир. Наш долг показать его остальным» - под этим лозунгом Маргарет Бурк-Уайт жила, творила и сражалась. Первая женщина-фотограф журнала «Life», военный корреспондент и первый западный фотограф, получивший разрешение снимать Москву во время нападения Германии. Ее глаза были объективом, мозг вспышкой, жизнь - невероятным приключением, а сама она - легендой фотожурналистики.
Маргарет родилась 14 июня 1904 года в Бронксе штата Нью-Йорк, США. Ее отец, натуралист и инженер Джозеф Уайт на протяжении взросления дочери постоянно доказывал ей, что в любом деле можно и нужно стараться добиться наилучшего результата. Таким образом, как потом говорила Маргарет, перфекционизму в делах она научилась от отца, а стремлению к самосовершенствованию - от матери.
В начале девочка пошла по отцовским стопам и в 1922 году поступила в Университет Колумбии на факультет герпетологии (раздел зоологии, изучающий земноводных (или амфибий) и пресмыкающихся), но вскоре серьезно заинтересовалась фотографией.
Родители не стали противиться увлечению дочери, и Маргарет начала искать свой путь. Она обучалась искусству фотографии у Кларенса Уайта и сменила несколько университетов, прежде чем в 1927 году получить диплом бакалавра Корнелльского университета.
В 1925 году Бурк-Уайт вышла замуж за Эверетта Чапмена, но спустя 2 года ее брак распался и она вновь стала принадлежать самой себе. Ее жажда запечатлевать и творить привели ее в Кливленд штат Огайо. Там она устроилась промышленным фотографом в сталелитейную компанию «Отис Стил», где ей пришлось проявить характер. Дело в том, что мужская половина завода не очень-то жаловала молодую девушку-фотографа, по их мнению, сующую свой нос куда не надо. Ей часто отказывали в проходе на территорию горячего цеха, где происходил процесс выплавки стали, «из соображений безопасности», но Маргарет знала, что это просто дискриминация - и не собиралась сдаваться.
Бурк-Уайт была не так проста, как казалось на первый взгляд, и, поняв, что уговорами и силой авторитета не добиться, она решила поразить своих обидчиков умом и смекалкой.
В самом начале, как только она начала снимать расплавленную сталь, перед ней встала техническая проблема - черно-белая плёнка того времени имела слой чувствительный к голубому спектру, а оранжевый и красный цвет расплавленной стали она не фиксировала. Маргарет была бессильна - видя живую красоту сталелитейного производства, она не могла передать ее, получая лишь тёмные кадры на плёнке. Но она не привыкла опускать руки, и ей удалось решить эту проблему, применив магниевые вспышки, излучавшие белый свет. До неё производство никто так не снимал, и эти фотографии привлекли внимание общественности.
Читайте также: Они открыли путь. Надежда Суслова, первая женщина-врач
Позднее Маргарет усовершенствовала свое мастерство при работе со вспышками, так что их присутствие в кадре практически не угадывается.
В 1929 году Маргарет пригласили работать в журнал Fortune, а спустя год она отправилась с визитом в Россию и стала первой иностранной журналисткой, которой разрешили снимать на территории Советского Союза. Там она сделала свою серию фотографий «СССР 30-е годы».
Вернувшись в Америку Маргарет уже смотрела на жизнь исключительно через объектив камеры и увлеклась съемкой зданий и индустриальных объектов. В 1936 г. ее пригласили работать в журнал LIFE, и после согласия на обложке глянца была опубликована её первая работа - фотографии со строительства дамбы Форт-Пек. Фотография дамбы, впоследствии была также использована на американских почтовых марках.
В 1939 совершила попытку второй раз выйти замуж за Эрскина Колдуэлла. Совместно они выпустили книгу «Вы видели их лица», посвященную Великой депрессии на американском юге. Но видимо, это было единственное, что их связывало: спустя 3 года Бурк-Уайт снова развелась.
Активности Маргарет не было предела. Она была готова объездить весь мир в поисках кадров. Снимала Венгрию, Чехословакию, Испанию, Германию и Австрию. Во время нападения Германии на Советский Союз она уже была членом конгресса американских деятелей искусств, боролась за государственное финансирование искусства и против дискриминации и фашизма, и была ярой коммунисткой.
Бурк-Уайт обладала уникальным даром - запечатлевать жизнь на пленке. Ее фотографии были настолько живыми, что фантазия зрителя самостоятельно достраивала картину происходящих событий. Ее критиковали и обожали, Маргарет передавала жизнь такой, какая она есть на самом деле, не скрывая подробностей и не утаивая факты. Ради удачной фотографии она была готова на риск и предательство.
Однажды в Индии, когда она уже собиралась возвращаться в Америку она узнала что убит Махатма Ганди она тут же поехала к нему домой. Во дворе уже собрались его родные и близкие, многие знали об ее хороших отношениях с Ганди и пригласили Маргарет «разделить с ними скорбь», при единственном условии - не фотографировать. Но это оказалось выше ее - Бурк-Уайт пронеся с собой камеру все же не оправдала ожидание скорбящих и сделала снимок со вспышкой, за что была выгнана с позором.
Маргарет была независима и сильна в своей профессии, она всегда говорила: «Если вы прогоняете страх, то ничего ужасного с вами не может случится». Она фотографировала то, что хотела, порой создавая своими снимками резкий диссонанс в обществе.
Однажды, когда Бурк-Уайт отправили в Корею фотографировать зверства коммунистов-северян, она перешла все границы этики и сделала снимок, который поразил общественность. Это произошло во время казни северокорейского пленного. Сам момент экзекуции Маргарет зафиксировать не удалось, поэтому после казни она подошла к телу и подняла отрубленную голову, и, держа ее в одной руке, сфотографировала ее на фоне улыбающегося палача с топором.
В период Второй мировой войны Маргарет стала первой женщиной- военным корреспондентом, которой разрешили отправиться на фронт. Она рисковала своей жизнью не раз. Освещая события в Африке, Италии и Германии и Москве она находилась в самом серде событий - на огневых рубежах. Однажды, во время очередной поездки в Африку, корабль, на котором находилась Маргарет был обстрелян и ей чудом удалось спастись, после чего коллеги из LIFE прозвали ее Магги Неуничтожимая.
Позже она вспоминала: «Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня ужасом».
В 1950-м году у Маргарет появились первые признаки болезни Паркинсона, и она поняла что ей придется расстаться с фотожурналистикой. Она боролась с болезнью как могла, перенесла две операции, которые лишили ее речи, но все равно пыталась принимать участие в организации своих фотовыставок и писать автобиографию, которая вышла в 1963 году.
Последние годы своей жизни она провела в одиночестве. Высокая по тем временам пенсия перестала покрывать требуемые расходы на лечение. Маргарет, так и не нажившая за все это время друзей, детей и счастья, умирала одна. Возможно, Будь у нее возможность запечатлеть последние моменты своей жизни - она так бы и сдлелала. Очередные шокирующие снимки пополнили ее коллекцию, а журнал LIFE опубликовал бы их на обложке с подписью вроде: «Она смогла пройти сквозь тонкую грань объектива, перенеся реальный мир на фотопленку».
Дарья Курганская