Сказкотерапия – психология для детей

Сказкотерапия — популярное сейчас направление психологии, как взрослой, так и детской, метод воспитания и развития, проверенный веками и получивший научное название. Сказкотерапия полезна всем малышам, к ней не бывает "противопоказаний", а самое главное — применять такую форму общения может каждая любящая мама.

Конечно, профессионалы умеют с помощью сказок выявить и решить даже самые серьезные детские проблемы, но и без психологического образования и специальной подготовки можно использовать методику на пользу себе и ребенку. Именно так и воспитывали детей наши прабабушки и прадедушки — они рассказывали малышам сказки, в которых доступно, ненавязчиво и интересно подавались правила поведения в самых разных ситуациях. А современные виды групповой работы с психологом заменяли коллективное обсуждение услышанного и фантазии о дальнейших событиях в жизни героев.

У всех детей есть любимые сказки, и этот выбор далеко не случаен. Не вдаваясь в психоаналитические дебри о программировании жизни через сказку и "скажи мне, какую сказку ты любишь, и я скажу кто ты", родители могут лучше понять ребенка, если обратят внимание на то, какие именно сказки малыш просит читать снова и снова, как меняются его симпатии, какие проблемы затрагиваются в сюжете, какие герои участвуют, о чем те сказки, которые сочиняет он сам.

Бытовая сказкотерапия.

Одно из лучших описаний бытовой сказкотерапии и ее действенности дано в рассказе Чехова "Дома". Любящий отец долго пытается объяснить семилетнему сыну, как вредно курение: приводит "взрослые" аргументы, рассуждает о здоровье и о стоимости табака, просит сына дать честное слово, что он не будет курить — и чувствует, что мальчик хоть и слушает, и даже, вроде бы, понимает, но тема совершенно не затрагивает его сердца, не кажется ему важной, а доводы не убеждают. И тогда рождается сказка о счастливом королевстве и юном принце, который как раз курил и трагически умер во цвете лет — и сказка производит на ребенка сильное впечатление. А главное, что отец и сын понимают друг друга, становятся ближе.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ТОП:

В этом разделе:
Новости партнеров

"Мой ребенок влюбился!" Страхи и сомнения родителей

Родитель! Следи за базаром

Ему не нравится свое имя! Что делать?

Психологи используют сказкотерапию для работы с серьезными проблемами — страхами, ревностью, жестокостью, а родители могут с помощью сказок решить мелкие повседневные разногласия. Когда мы снова и снова пытаемся донести до ребенка, как важно есть за обедом суп, чистить зубы, ложиться спать вовремя или убираться в комнате, мы часто превращаем свою речь в нудный монолог, чтение морали или того хуже — приказания и оскорбления. А ведь те же самые идеи, преподнесенные в форме сказки, гораздо быстрее будут поняты и с гораздо большим интересом восприняты. Не говоря уже о том, что роль строгого командира мама поменяет на роль понимающего друга.

Создаем сказку

Ваша задача — придумать или подобрать в народных и авторских актуальную сказку. Герой, похожий по характеру, полу, возрасту, интересам и жизни, должен вызвать у ребенка симпатию и ассоциацию с собой. По ходу сюжета герой должен встречаться с ситуациями, проблемами и переживаниями, знакомыми малышу, искать разные способы преодоления препятствий — и в финале, конечно же, побеждать. Впрочем, если ваша цель — научить ребенка ложиться спать без капризов, то пусть героями сказки станут любимые игрушки, которые устали после насыщенного событиями дня.

Писательских талантов сказкотерапия не требует. И в фольклоре, и среди книг нашего детства достаточно сюжетов о тех, кто слишком много хвастается, обманывает, боится врачей, не хочет убирать свои вещи, не слушается родителей, жадничает, ленится, не любит есть кашу и так далее.

Юмор и фантазия.

Можно не только рассказать ребенку сказку на подходящую тему, но и обсудить сюжет, героев и поступки, нарисовать свои впечатления, рассказать сказку от имени разных героев, предложить ребенку сочинить сказку вместе или продолжить любимую сказку по-другому. Пусть сказка будет простой, смешной, без морали и философских рассуждений — и обязательно не слишком длинной. Герои могут быть мальчиками и девочками, зверюшками, игрушками, персонажами других сказок — это не важно, важно, чтобы они чувствовали то же, что и ваш ребенок, попадали в такие же ситуации и решали те же проблемы. Не забудьте похвалить героя, с которым ассоциирует себя ребенок, упомяните о его достоинствах, положительных чертах. Понравившуюся сказку можно дополнять подробностями — добавляйте новых героев, "вспоминайте" новые истории о полюбившихся персонажах, расспрашивайте ребенка о его симпатиях и вовлекайте в совместное сочинение. Кстати, таким образом рождаются не только понимание и дружба между родителями и детьми, но и многие популярные книги…

Елена Чиркова
Код для вставки в блог