Изменников "сжигали" на Масленицу на потеху соседям
Обычай праздновать Масленицу возник еще в глубокой древности. Практически во всем мире он символизирует проводы зимы и приход весны. Традиции этого праздника в разных европейских странах чем-то схожи с российскими, а чем-то в корне отличаются. Так, обряд сжигания чучела в последний день Масленой недели имеет любопытные вариации.
Так, жители сельских областей Словении таскают соломенную куклу по улицам, а затем бросают в костер и по высоте пламени судят о том, насколько обильным будет урожай в этом году.
В Богемии еще в начале прошлого столетия на Масленой неделе один из местных жителей переодевался дикарем, обваливался мхом и листьями, и на него начиналась охота. Охотники загоняли «лесного человека» на узкую тропинку, через которую была протянута веревка. Споткнувшись об нее, он оказывался в руках преследователей. Затем к нему подходил палач и мечом пронзал наполненный кровью пузырь, который загодя привязывали к телу «дикаря»... Когда кровь проливалась на землю, считалось, что «лесовик» мертв. На следующий день чучело, изображавшее лесного человека, в присутствии множества людей торжественно несли на носилках к пруду и швыряли в воду. Это называлось погребением Масленицы.
В некоторых городах Италии в последний день Масленицы устраивали праздник под названием Radica. Под звуки оркестра толпа направлялась на главную площадь в центре которой стояла повозка, запряженная четверкой лошадей и увешанная разноцветными гирляндами. В повозке на возвышении восседало чучело Масленицы более двух с половиной метров ростом, набеленное и нарумяненное. Оно было наряжено в разноцветное одеяние, огромные башмаки и оловянный шлем. Правая рука чучела то и дело поднималась, приветствуя толпу - ее приводила в движение веревка, которую дергал спрятанный под возвышением человек. Между тем толпа вокруг вопила и плясала. Особенность празднества заключалась в том, что каждый его участник держал в руках так называемую «radica» (по-латински - «корень»). Обычно это был огромный лист алоэ или агавы. Можно было заменить его большим кочаном капусты на длинной палке или пучком затейливо сплетенных трав.
Как спастись от "рогов"
Виртуальную измену приравняли к реальной
"Профилактика" супружеских измен
Воздать почести Масленице выходили представители городских властей. Затем процессия двигалась дальше, а вслед за ней катилась телега, груженная бочонками вина, которое полицейские бесплатно раздавали всем желающим, из-за чего нередко приключалась драка... После того, как процессия торжественно проходила по всем главным улицам города, чучело Масленицы выносили в центр городской площади, сдирали с него все украшения, клали на груду дров и сжигали под радостные крики толпы. Люди бросали в погребальный костер кочаны и листья, которые они держали в руках, и предавались бешеной пляске...
В других местах Италии проводы Масленицы имитируют похороны. Фигуру Масленицы, сделанную из картона, несут четыре могильщика. Во рту у них папиросы, а через плечо на ремнях перекинуты бутылки с вином, из которых они по дороге то и дело отхлебывают. Впереди идет женщина, одетая в траур. Это «жена Масленицы». Когда процессия доходит до центральной площади, «труп» кладут на погребальный костер и сжигают под бой барабанов и вопли зрителей.
Иногда насаженное на шест соломенное чучело носят по городу в дневное время, а с наступлением темноты чучело опрокидывают на стеганое одеяло или простыню, и несут на костер. При этом участники церемонии плачут крокодиловыми слезами, бьют в кастрюли и звонят в колокольчики.
Случается, у итальянцев Масленицу изображает не чучело, а человек, лежащий в гробу. Второй участник разыгрывает роль священника и щедро кропит «мертвеца» из лохани святой водой. Весьма распространен и обряд воскресения из мертвых. Так, в некоторых районах Германии в масленичный вторник участник действа, изображающий «доктора Железная Борода», делает вид, что пускает «больному» кровь. Тот «падает замертво», и доктор «оживляет покойника», вдувая в него воздух через трубку.
А в других районах «мертвеца» кладут в корыто, в котором перед этим замешивают тесто, и под звуки погребальной песни несут к могиле, однако, в последний момент хоронят там... бутылку бренди. Раскапывают ее на следующий год, утром в масленичный вторник, и дают каждому попробовать.
В некоторых французских провинциях масленичному чучелу старались придать черты сходства с конкретным человеком, чаще всего уличенным в супружеской неверности. Чучело, как правило, приносили к дому изменщика и сжигали. При этом участники действа, обычно друзья и соседи, завывали и улюлюкали. Жестокий обычай, но кто знает - может, после такого «аутодафе» количество измен и впрямь уменьшалось?
Диана Мерлин