Роже Вадим – галантный сердцеед
26 января исполняется 85 лет классику французского кино и всемирному сердцееду Роже Вадиму. Французская галантность давно уже стала общим местом, но применительно к Роже есть повод усомниться: а французская ли она вообще? Вадим — француз только наполовину. Его настоящая фамилия Племянников, а настоящее имя Вадим быстро превратилось в псевдоним.
Его отец, Игорь Николаевич Племянников, эмигрант первой волны, учился во Франции, стал ее гражданином, служил по дипломатической части. Представлял интересы второй родины в Египте и Турции. Со своей женой, матерью Вадима, актрисой Марией-Антуанеттой Ардилуз, они встретились при странных обстоятельствах. Когда Игорь был еще ребенком, у него была французская гувернантка, полгода жившая у них, в Киеве, а полгода во Франции. Она рассказывала мальчику, что там занимается с очень хорошей, послужной и прилежной, в отличие от него, девочкой. Игорь ее заочно возненавидел. Каково же было его удивление, когда, уже учась во Франции, он познакомился с милой девушкой Мари, которая рассказала ему, что с нею занималась домашняя учительница, которую звали точно так же, как его гувернантку, и она… тоже ставила ей в пример "хорошего, послушного и прилежного мальчика" из России. Вскоре они поженились. Что это, семейное придание или история, сочиненная потом самим Роже Вадимом?
Когда Вадим подрос, он не пошел по стопам отца, дипломатическая служба надоела ему еще в детстве. Он выучился на артиста, как мама. И писал романы, пьесы, сценарии. После того как одно из его произведений раскритиковал писатель Андре Жид (возможно, просто завидовавший молодому дарованию), Вадим стал самым молодым сценаристом Франции.
Он увлекся кино и пытался делать в этой сфере все, в том числе, занимался подбором актеров и особенно актрис. Однажды он увидел журнал с фотографией очаровательной девушки на обложке и посоветовал знаменитому кинорежиссеру Рене Клеру снять в эпизоде фильма "Большие маневры". Возможно, Вадиму просто понравилась девушка, и он таким образом искал с нею встречи? Бриджит согласилась сниматься, хотя ее родители были против. Ведь она уже занималась балетом, что тогда считалось приличным для девушки из обеспеченной семьи, но против кино родители возражали.
Потом Вадим снял свой первый фильм "И Бог создал женщину", с Бриджит в главной роли. И она проснулась знаменитой, отчасти благодаря откровенным сценам. Они поженились. Бордо стала актрисой, потом звездой, ее образ выбрали как символ Франции, но она так и не полюбила кино, а в 38 лет перестала сниматься. Ведь кино не сделало ее счастливой. Наоборот, несчастной, она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Брак с Вадимом сошел на нет через три года, они расстались друзьями и остались ими на всю оставшуюся жизнь, пока смерть не разлучила их. Предполагалось, что ее смерть, но оказалось, что его…
Несколько лет спустя, уже став очень известным кинодеятелем, Вадим женился на датчанке Аннет Штройберг, которая стала актрисой, хотя и менее известной, чем Бриджит, и родила ему дочь Натали. Но потом они расстались.
Тридцатидвухлетний Вадим встретил 17-летнюю Катрин, ничем особенно не примечательную, младшую сестру актрисы Франсуазы Дорлеак. Денев — это девичья фамилия их матери, которую Катрин взяла в качестве псевдонима, чтобы их не путали с сестрой. Он снял ее в своем фильме "Порок и добродетель", в котором вольно пересказал роман маркиза де Сада "Жюстина". Их отношения продлились пять лет. Сначала Катрин воспитывала дочь Вадима Натали. Потом у нее самой родился сын, Кристиан Племянников. Но его она уже воспитывала одна. Их общему сыну летом этого года исполнится пятьдесят. Они с матерью коллеги актеры, но Кристиан не звезда.
А Вадим тем временем увлекся другой малоизвестной молоденькой американкой по имени Джейн. Да, она была дочерью культового американского актера Генри Фонды, но сама ничего собой не представляла и для того, чтобы доказать всему миру, что она что-то может без папы, уехала в Европу. Она приехала из Америки оголтелой патриоткой. Пообщавшись с интересными людьми, с друзьями Вадима, Джейн узнала, что американская пропаганда так же далека от истины, как пропаганда советская. Она переоценила политику своей страны, быть может, даже чересчур радикально. У них с Вадимом родилась дочь Ванесса. Но потом они развелись, Вадим женился еще два раза, на Катрин Шнайдер, родившей сына Ваню, и, наконец, на Мари-Кристин Барро.
В 1988 году он попытался повторить свой успех и снял в Америке ремейк фильма "И Бог создал женщину", но повторения не получилось. Получилась изящная закольцовка его собственной судьбы. С тех пор он больше не снимал кино. Но, перестав быть хорошим режиссером, он не перестал быть хорошим человеком. Или, по крайней мере, пытаться. Он поддерживал отношения со своими женами, общался с их новыми мужьями, занимался со своими детьми от разных женщин, с их детьми от других браков. С этим образом не вяжется название его книги "Воспоминание дьявола", но, быть может, оно лежит на совести редактора, ведь книга должна продаваться.
Читайте также:
Карла Бруни и Бриджит Бардо объединились против меха
Самые горячие знаменитые "старушки"
Юрий Енцов