Анна Иоанновна — расточительная, жестокая, несчастная
Императрица Российская Анна Иоанновна родилась в Москве 28 января 1693 года, но тогда это заметили только близкие. С этого дня нужно было прожить еще 37 лет, чтобы сделаться достоянием истории. Настоящим днем ее рождения следует считать ночь с 18 на 19 января 1730 года, когда в императорской резиденции - Лефортовском дворце на реке Яузе умирал самодержец император Петр II Алексеевич. И еще несколько дней в конце января месяца, снова определивших ее судьбу.
Французская формула «Король умер! Да здравствует король!» применима для всех стран и любых эпох. Но та январская ночь, когда умирал 14-летний отрок, была действительно страшной для России. Умер последний прямой потомок мужской ветви династии Романовых, восходящей к основателю и первому царю династии Михаилу Федоровичу. Правнук царя Алексея Михайловича, внук Петра Великого, сын царевича Алексея.
На страну опускался зловещий призрак междуцарствия. Люди еще помнили страшные годы Смуты начала 17 века, когда после кончины бездетного царя Федора Ивановича и таинственной гибели последнего из сыновей Ивана Грозного - царевича Дмитрия - началась гражданская война и иностранная интервенция. Воцарение сестры Петра I Софьи весной 1682 года тоже не обошлось без крови. Да и сам Петр Великий умер, не оставив завещания, что чуть было не привело к открытой борьбе за трон и корону между придворными группировками.
Высшим правительственным органом после смерти юного Петра II был Верховный тайный совет. Собравшись на совещание, четверо верховников и еще ряд присоединившихся к ним лиц выработали общую позицию по выбору правителя России. Они решили: «Выбирать нужно из прославленной семьи Романовых и никакой другой. А поскольку мужская линия этого дома теперь полностью прервалась, нам ничего не остается, как обратиться к женской линии и выбрать одну из дочерей царя Ивана».
Иван V - старший брат и соправитель Петра Великого - был сыном от первого брака царя Алексея Михайловича. После его смерти остались три дочери: Екатерина - герцогиня Мекленбургская; Анна - герцогиня Курляндская и царевна Прасковья.
Читайте также: Роза клана Кеннеди, мать президента
По предложению Голицына, с которым согласились все присутствовавшие, выбрали среднюю - Анну. Почему? Анна уже вдова, хотя еще и в подходящем для брака возрасте, следовательно, может родить наследника. Но главное - «она рождена среди нас и от русской матери в старой хорошей семье, мы знаем доброту ее сердца и прочие ее прекрасные достоинства». Это также давало хитрым придворным основания надеяться, что женщина, которой не на кого опереться, долгое время прожившая на чужбине, не будет ерепениться, когда ее власть попытаются укоротить...
Верховники, перебивая друг друга, начали диктовать писарю кондиции - ограничение царской власти особыми условиями. В частности, они запрещали императрице без разрешения Верховного тайного совета вести войны, назначать налоги, расходовать казенные деньги, жаловать чинами и землями, командовать гвардией и армией.
Заканчивались кондиции примечательной формулировкой: «А буде чего по сему обещанию не исполнено, то лишена буду короны Российской».
Через неделю, вечером 25 января, в Митаву - столицу маленького немецкого герцогства Курляндии (ныне в Латвии) - прибыла московская делегация. Выслушав условия, Анна собственноручно подписала кондиции. Отъезд из Митавы был назначен на 29 января.
Новоявленная императрица возвращалась на свою историческую родину: Анна появилась на свет в кремлевских палатах, а детство свое провела в Измайлово, на острове, окруженном кольцом прудов в деревянном дворце замысловатой формы. Там были оранжереи, где для царского стола зрели мандарины, виноград и ананасы. В измайловских прудах водились щуки и стерляди с золотыми кольцами в жабрах, надетыми еще при Иване Грозном. Эти ручные рыбы всплывали на кормежку по звуку серебряного колокольчика.
В детстве Анна изучала французский и немецкий языки, грамоту и танцы. Но писала всю жизнь коряво и безграмотно, французский так и не выучила и даже танцевала неуклюже. Детство кончилось, когда Анну увезли в новый город - Петербург, которому было всего пять лет от роду. Девочка оказалась в семье нелюбимым ребенком, и это впоследствии заметно сказалось на ее характере.
До венчания на царство выросшей Анне еще предстояло выйти замуж и на долгое время поселиться на чужбине. Ее выдали замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Мало того, что его разоренное войной герцогство было вассальным владением Речи Посполитой и размерами меньше нашего Тамбовского уезда, но и сам герцог представлял собой худосочного молодого человека, задиру и выпивоху.
8 января 1711 года новоиспеченная семейная пара выехала в Митаву. На первой же почтовой станции Дудергоф, сломленный непрерывными попойками в Петербурге, Фридрих Вильгельм скончался. Так еще молодая Анна осталась вдовой. Первое время она продолжала жить то в Москве, то в Петербурге, пока дядюшка Петр Алексеевич не отправил ее окончательно в Митаву... Положение Анны становилось еще более незавидным. Женщину такой судьбы верховники и призвали в правительницы России.
Подданные увидели перед собой капризную и подозрительную особу. Но, как это нередко случается, неглупые мужчины просчитались в оценке способностей этой несчастливой и вроде бы безобидной женщины ...
25 февраля 1730 года императрица Анна Иоанновна, не долго думая, разорвала кондиции, которые отнимали у нее власть. Большую помощь в этом оказал императрице ее родственник Семен Андреевич Салтыков, призвавший ей в поддержку преображенцев и кавалергардов. Гвардейцы 18 века часто решали судьбы трона и Отечества. А порванный женской ручкой пожелтевший документ с кондициями так и хранится до сих пор в музее.
«Виват наша императрица Анна Иоанновна!» - первым воскликнул фельдмаршал Долгорукий. Старый солдат и представить себе не мог, что в недалеком будущем его обвинят в оскорблении чести Ее величества... Анна лишит его всех чинов и званий и на восемь лет заточит в крепость.
Первая попытка создания парламентаризма в России споткнулась о дамский каблучок. И почти три сотни лет не давала о себе знать. Все время своего правления Анна не слишком интересовалась государственными делами. Их она препоручила своему фавориту, камер-юнкеру Эрнесту-Иоганун Бирону. Он, а также узкая группа лиц, боровшихся за милость государыни, стали определять политику страны.
В 1732 году императрица приказала велела открыть 1-ый Кадетский корпус, готовивший дворян к военной и государственной службе. Но уже в 1736 году выпустила указ о том, что дворянам дано было право получать образование дома и лишь периодически "являться на смотры и подвергаться экзаменам". Надо ли говорить, что такие сильно развратили военное и чиновничье сословие...
Учить же грамоте простой народ Анна и вовсе считала вредным. "Ученье может отвлечь его от черных работ", - написала она в указе 1735 года.
Судя по свидетельствам той эпохи, императрица Анна Иоанновна была кем-то вроде типичной барыни-помещицы. Она любила яркую одежду, охоту, развлечения и сплетни, не гнушалась пересудами о личной жизни подданных. Держала при дворе целый полк шутов.
«Она почти моего росту, но несколько толще, с стройным станом, смуглым, веселым и приятным лицом, черными волосами и голубыми глазами. В телодвижениях показывает какую-то торжественность, которая вас поразит при первом взгляде; но когда она говорит, на устах играет улыбка, которая чрезвычайно приятна», - описывает императрицу леди Джейн Рондо, жена английского посла».
Читайте также: Россиянки горячее других европейских женщин и... своих мужчин
«Она говорит много со всеми и с такою ласковостью, что кажется, будто вы говорите с кем-то равным. Впрочем, она ни на одну минуту не теряет достоинства монархини; кажется, что она очень милостива и думаю, что её бы назвали приятною и тонкою женщиною, если б она была частным лицом».
А испанский дипломат герцог де Лириа добавляет об Анне Иоанновне: «Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего её двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать всё, что делается в её государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления».
(Надо сказать, что после этой фразы герцог прибавил еще несколько вежливых и не совсем искренних комплиментов о характере и внешности Анны. Де Лириа был опытным дипломатом и прекрасно знал, что в России письма иностранных посланников вскрывают и читают.)
Действительно, императрица была недоверчивой и мнительной. Заполучив власть в результате заговора и дворцового переворота, всю свою жизнь Анна сама боялась заговоров, которые точно так же могли бы эту власть отнять. Огромную силу ней получила «Канцелярия тайных розыскных дел», ставшая своеобразным символом эпохи. Разветвленная сеть шпионов и доносчиков распространяла в государстве атмосферу подозрительности и страха. Двусмысленной шутки или превратно понятой фразы было достаточно, чтобы человек был арестован, угодил в тюрьму, а то и вовсе исчез бесследно...
Умерла Анна Иоанновна в возрасте 47 лет умерла от удара в Санкт-Петербурге. Ее 2-хмесячный племянник Иван, под регентством курляндского герцога Бирона, стал российским государем Иваном VI Антоновичем. Любовь Анны к развлечениям, ее расточительность и жизнь по принципу «после нас хоть потоп» нанесли сильный урон казне Российсой Империи. Регенство же Бирона и борьба за трон, начавшаяся еще при Анне, которой не было дело до политики, открыла тяжелую для страны эпоху дворцовых переворотов и смуты.
Игорь Буккер