Мама-миллионер: В детях нужно видеть сильные стороны
В видеостудии Pravda.Ru побывала первая российская женщина-миллионер, основатель и президент ГК "Ледово" Надежда Копытина. В беседе с главным редактором Pravda.Ru Инной Новиковой мама-бизнесвумен рассказывает о том, как опыт, полученный за годы работы, помогает ей воспитывать детей, чтобы они тоже смогли найти себя, состояться и придти к успеху.
— Надежда, у вас трое детей. У меня тоже трое, совершенно разные, как от разных родителей… Наверное, самое важное — увидеть, что хотят делать твои дети, какие они, и помочь им найти правильную дорогу, которая приведет их к успеху, к душевному комфорту. Я знаю, что многие родители считают, что ребенок должен продолжать их дело. Как вы считаете, нужно, чтобы ваши дети продолжали ваше дело? Или важно, чтобы они просто себя нашли.
— Я никогда не стремилась к тому, чтобы мои дети продолжали мое дело. Но меня очень трогают слова о том, что надо думать, кто будет продолжателем дела. Это важная задача, которую надо как задачу поставить, даже, наверное, как цель, потому что это цель развития моего бизнеса. Ведь кто им будет заниматься, например, в следующие 50 лет?
Я как-то читала о владельце Цирка дю Солей, он совсем недавно продал свой бизнес. У него, по-моему, пятеро детей. Он собрал всех своих детей, понял, что никто из них не хочет быть продолжателем бизнеса. И поэтому предпочел 90 процентов бизнеса продать, а на десять процентов сегодня он остался в бизнесе. Он не может по-другому, он очень креативный. Это его проект, его детище, весь он не может продать, пока он жив. Цирк дю Солей на сегодня оценен почти в два миллиарда долларов. Разве можно себе представить, что можно сделать цирковой бизнес такой большой стоимости? Хороший, очень хороший пример, и очень интересный, как раз о развитии отношений с детьми.
Представляете, папа собрал семейный, родительский совет, задал детям вопрос? Они не сказали (причем кто-то из сыновей даже работал или работает в этом бизнесе), что готовы быть продолжателями. И папа принял решение: 90 процентов продать и сконцентрироваться на инвестициях, на благотворительности и на том, чтобы, по сути, развивать детей. Потому что ему захотелось вот в это время уже заниматься детьми.
Это как раз пример того, как мы принимаем для себя то или иное решение, как поступать с детьми. Для меня тоже очень важно было увидеть, открыть в детях именно то, к чему они стремятся. Хочется, чтобы они максимально и это попробовали, и это, и это… Сейчас моей старшей 23, но и она все равно еще себя ищет. Я вижу многие сильные стороны у нее, которые уже проявились и дальше проявляются, и понимаю, что моя задача — ей все время напоминать о ее сильных сторонах, не помогать решить ее задачу (она ее сама решит), а вот именно усиливать сильное.
Я, в предыдущем своем периоде, очень хорошо видела какие-то червоточинки, и легко могла людям сообщать об этом. Но в последнее время я себя стала тренировать видеть в людях сильные стороны. Я поняла, что команду, например, можно сделать мощной, если все время ее участникам напоминать о том, в чем они сильны, в чем каждый из ее членов силен.
Когда возникают конфликты? Что-то не получилось, какая-то проблема, внешний фактор какой-то сработал, что-то сучилось. В этот момент люди начинают ругаться и выяснять, из-за кого это случилось. Я часто получала оплеухи за то, что очень плохо сработали продажи (я всегда отвечала за продажи, как коммерческий человек, и мне всегда это нравилось). И в момент конфликта я вспоминала вдруг о том, что это же закупки нам вовремя не дали какой-то товар. Все. Что мы породили? Мы породили просто междоусобную войну внутри своей команды. Лодку-то и так трясет. Ее трясет, значит, извне. Мы сидим внутри и тоже трясемся. Причем оскорбляем друг друга, причем делаем больно. Ну, как так? У меня плохие продажи, у меня плохие люди в продажах. Как? Я же их сама выбирала, я их тренировала, мы можем, мы все умеем… Это вы нам вовремя продукт не поставили. Я — не плохая. Просто включается защита.
И я поняла, что лучшее средство — напомнить всем о том, кто в чем силен. Например, вот ты ведь умеешь классно переговоры вести. Ну, договорись ты уже, пожалуйста, вот с этими поставщиками, чтоб они нам товар, ну, раньше поставили. А ты умеешь гайки крутить или там вовремя сдавать отчеты, балансы и т. д. То есть, если каждому человеку сообщать в тот момент, когда очень сильно трясет, о его сильных сторонах, то у каждого самооценка вырастает. И все! Человек говорит: "О, я так прекрасен". Это же чудо — во время тряски так себе, да и другим сказать.
В общем, надо не забывать в момент вот такой тряски укреплять людей. Это вообще функция руководителя. Я даже поняла, почему в крупных корпорациях очень часто берут таких, знаете, умудренных сединой людей. Они очень спокойные. Я понимаю, что такого человека можно иметь как вице-председателя какого-то, что ли. Потому что вот он — он абсолютно спокойный. Он знает какую-то вечную мудрость, высшую. Когда ты рядом с ним будешь находиться, ты тоже немножко успокоишься. Перестанешь кричать: "А! Вот тут это, тут это не подвезли, там это не дали, а вы тут не отгрузили. А!"
— Опять мы тут от детей к сотрудникам…
— Так сотрудники — это все равно, что наши дети. Одна и та же тема!
Почему я для себя поставила цель и задачу и вообще просто концентрацию на сильные стороны? Потому что мне важно видеть в человеке сильные стороны. И я понимаю, что даже комплимент надо выстроить таким образом, чтобы не какое-то там подхалимство вышло, а чтобы главное в человеке увидеть. И заговорить об этом главном.
— Именно так, чтоб он воодушевился и пошел дальше работать.
— Да, и открылся. И взаимодействие так лучше получается.
Со слабыми сторонами человек сам часто бежит пожалобиться тебе. Он их не скрывает, он их вот прямо вываливает. Я, например, всегда мирилась с этими слабыми сторонами. Например, есть люди, которые, ну, никак, что бы ты с ним не сделал, он все равно будет опаздывать. Он все равно будет чуть-чуть лукавить, что-то приукрашивать… В общем, я такого человека принимаю таким, как он есть. Ведь он креативен, он размышляет, он логически выстраивает цепочки, последовательности. Он может рассказать план действий на ближайшие 20 лет. Ни один другой так не расскажет, не сообщит, не подготовит, не подсчитает, не приведет такие примеры! Да, при этом он опаздывает, привирает, где-то кушает, сыплет крошки — меня это все раздражает, но я готова это все не замечать. Потому что в главном он прямо "о-го-го!". То есть, я другого такого пока не знаю. И поэтому мне интересен именно этот человек, и никакой другой.
Каждому нужно дать нечто такое свое. И опять здесь получается, что владелец, руководитель, первое лицо, родитель, в конце концов, должен обладать такой вот мудростью, тонкостью.
— Ну, быть психологом — это к женщине совершенно вполне применимо.
— Да. Но здесь надо, конечно, еще и огромный жизненный опыт сначала получить. Хорошо, когда мы можем в книгах почерпнуть все знания, но, как правило, нужно часто на ходу что-то делать, очень быстро принимать решения.
Первая "леди-миллионер": мой талант казался мне постыдным