Взрослый стресс – это опыт, детский – удар
Умение преодолевать с трудностями — необходимый этап в развитии любого человека. Это касается не только взрослых, но и детей. Первый раз пойти в детский сад, научиться плавать, отвечать у доски — справляясь с этими задачами, ребенок растет. Но для переживания стресса ему необходима поддержка взрослого. Если травмирующая ситуация затягивается, а ребенок не получает поддержки старших, в работе его мозга происходят необратимые изменения, влияющие на всю дальнейшую жизнь. Такой опасный стресс психологи называют "токсичным".
Стресс — хороший и плохой. Не всякий стресс плох. Психологи делят стресс на три вида — позитивный, терпимый и вредный, или токсичный. Позитивный стресс — та самая кратковременная встряска, которая мобилизует внутренние ресурсы и учит справляться с трудностями. К примеру, школьника вызвали к доске решать трудную задачу, на середине он "забуксовал", а затем справился — и, гордый, с "пятеркой" идет за парту. Или с поддержкой мамы или папы малыш впервые вошел в воду — сначала было страшно, а потом весело! Позитивный стресс — необходимый компонент развития любой личности. Исследователи уже доказали, что этот вид стресса является полезным для организма. Однако, чтобы справиться со стрессом, детям обязательно нужна своевременная поддержка взрослых.
"Терпимый" стресс — это намного более серьезное и длительное переживание, которое уже не оказывает позитивного воздействия ни на личность, ни на здоровье. Это неблагоприятные ситуации, связанные с разводом родителей, потерей близких, конфликтами в школе, и тому подобные. Как мы видим, эти стрессовые ситуации отличаются от "позитивных" продолжительностью. Если ребенок не находится в этой ситуации слишком долго (к примеру, родители разводятся мирно и оба продолжают общаться с ребенком, конфликт в школе удается уладить), и если рядом есть доброжелательный и понимающий взрослый, готовый выслушать и прийти на помощь — ребенок способен пережить этот стресс без негативных последствий.
Однако все перечисленные ситуации могут превратиться в "токсичный" стресс, если тяжелая психологическая ситуация затягивается, при этом окружающие взрослые ведут себя безразлично, а ребенок остается наедине со своими переживаниями. В общем случае "токсичными" называются переживания, которые порождены сильной продолжительной тревогой или гневом. Он оказывают негативной влияние на психическое и даже физической здоровье того, кто их испытывает. Сюда также относятся ситуации насилия над детьми — как физического (удары, побои, сексуальные злоупотребления в отношении детей), так и психологического (крик, угрозы, высмеивание, бойкоты, пренебрежение, равнодушное отношение). Токсичный стресс вызывают и денежные затруднения семьи, а также наличие родственников, страдающих психическими заболеваниями, или какими-либо видами зависимостей.
Группа риска. Получается, что токсичному стрессу больше всего подвержены дети из семей с низким доходом и социально неблагополучных. Однако невключенность взрослых в воспитание детей, что может произойти и в обеспеченной семье, где родители, допустим, заняты работой или просто не слишком любят общаться с собственными отпрысками, — такой же фактор риска. И все-таки среди главных параметров психологи прежде всего называют алко-и наркозависимость родителей, бедность семьи, насилие и пренебрежительное отношение к ребенку.
Чем приходится расплачиваться детям за токсичный стресс? Как показывают исследования, дети, пережившие токсичный стресс, имеют более низкую успеваемость в школе, в более раннем возрасте начинают употреблять алкоголь, реже получают высшее образование и в целом менее успешны во взрослой жизни. Последствия токсичного стресса также включают больший риск суицида, развития наркотической зависимости и депрессий. Детские психологи сравнивают последствия токсичного стресса с рубцом от раны — если сразу не лечить его, как следует, со временем образуется шрам, вывести который практически невозможно.
Марта Фара (Martha Farah), нейрофизиолог из университета Пенсильвании, экспериментально выявила разницу в способностях студентов к обучению в зависимости от социального статуса их семьи. Оказалось, что социо-экономические причины влияют на способность концентрироваться и игнорировать отвлекающие факторы. У выходцев из финансово незащищенных, к сожалению, наблюдалось изменение функции префронтальной коры головного мозга, отвечающей за планирование и самоконтроль.
Дело в том, что ранние годы жизни — это период формирования нейронных связей мозга. Если на этом этапе возникают препятствия — например, в виде стресса — то связи останутся слабыми на протяжении всей жизни. Как утверждают ученые, единственное, что может снизить или предотвратить негативный эффект токсичного стресса в детские годы — постоянная поддержка ребенка близкими взрослыми людьми. Если родители неспособны оказать эту поддержку, важным будет помощь других родственников и значимых взрослых — дяди, тети, бабушки или дедушки, школьных педагогов.
Читайте также:
У детей все по-взрослому: лидеры и массовка
Школа: деление детей на "богатых" и "бедных"
Школьник: увлекался, радовался... устал
Лада Степанова