Доказано: занятия музыкой развивают мозг
Обучение музыке в раннем возрасте оказывает влияние на дальнейшие успехи ребенка. Мозг малышей, ходивших в музыкальную школу или занимавшихся с частным преподавателем, приобретает интересные способности, которые сохраняются и в зрелом возрасте. Этот факт, который раньше был только научной гипотезой, теперь доказан нейробиологами и физиологами.
Влияние музыки на мозг было одной из самых горячих научных тем последнего десятилетия. Однако исследователи Северозападного университета США первыми выяснили, что происходит после того, как дети перестают играть на музыкальном инструменте после нескольких лет обучения. Результаты их исследования были на днях опубликованы в издании The Journal of Neuroscience.
"По сравнению с людьми без музыкального образования у тех, кто в детстве занимался музыкой от одного года до пяти лет, сильнее развилась способность обрабатывать сложные звуки, благодаря чему они точнее определяют основную частоту звукового сигнала", — отмечается в докладе ученых.
Что это означает? Основная частота, которая является самой низкой частотой сложного звука, имеет решающее значение для восприятия речи и музыки, позволяя распознавать звуки в шумной обстановке. Так что взрослые с музыкальным образованием вполне могут заявить, что со слухом у них все хорошо не только в музыкальном плане, но и в физиологическом.
"Музыкальное образование делает детей более внимательными слушателями в дальнейшем, — поясняет Нина Краус, професор нейробиологии, физиологии и коммуникационных наук. — Исходя из того, что мы уже знаем о влиянии музыки на функционирование мозга, мы также доказали, что занятия музыкой оказывают долгосрочный эффект на способность слушать и учиться. Мы помогаем решить вопрос, который крутится в голове у каждого родителя: пойдут ли на пользу моему ребенку занятия музыкой, если он поиграет и бросит?".
Многие дети занимаются музыкой в группах или индивидуально, на дому или в музыкальной школе, однако продолжить музыкальное образование за рамками стандартной программы решаются немногие. Те исследования, которые проводились ранее, были сосредоточены исключительно на студентах консерваторий или, в более редких случаях, на музыкантах, которых музыка сопровождает повсюду.
В ходе эксперимента у молодых людей с различным уровнем музыкальной подготовки в участках мозга, отвечающих за восприятие звуков, исследователи замерили электрические сигналы, возникающие в ответ на восемь сложных звуков. Поскольку сигналы, возникающие в мозгу, являются точными отображениями звуковых сигналов, ученые могли непосредственно пронаблюдать за тем, как ключевые элементы звука обрабатываются нервной системой человека, и как эти элементы воспринимают люди с разными музыкальным опытом и способностями.
Сорок пять испытуемых разбили на три группы в соответствии с уровнем их музыкальной подготовки. В первую вошли те, у кого музыкального образования не было, во вторую — те, кто занимался музыкой от года до пяти лет, в третью — те, чей стаж составил от шести до одиннадцати лет. Члены обеих "музыкальных" групп начали свое обучение в девять лет — средний возраст новичков в музыкальных школах.
Как и ожидалось, полученное в детстве музыкальное образование обеспечило более точную обработку звука нейронами во взрослом возрасте. Предыдущие исследования с участием профессиональных музыкантов и людей, с раннего возраста говорящих на двух языках, показали, что расширенная реакция мозга на звук связана с повышенной чуткостью слуха и навыками общения с аудиторией.
"С учетом более ранних исследований мы полагаем, что несколько лет занятий музыкой дают преимущество в том, насколько четко человек распознает звуки в повседневных ситуациях — например, в шумном ресторане или поезде. Прошлое формирует ваше настоящее. То, как вы слышите звуки, обусловлено музыкальным опытом, который у вас был. Наше исследование — явное подтверждение этой темы", — заключает Краус.
Читайте также:
Работающая мама - толстый ребенок
Левон Оганезов: всех надо учить музыке