Как правильно приобщать детей к религии
В последнее время все чаще говорится о необходимости давать детям начатки религиозных знаний. Как правильно воспитывать подрастающее поколение в контексте православной веры, которая в России является основной? Наверняка этот вопрос волнует многих родителей, которые хотят, чтобы их чада усвоили духовные и моральные принципы православия.
С чего начать религиозное воспитание?
Большинство интересует, со скольких лет и в какой форме следует рассказывать детям о Боге. Нужно ли это делать вообще, может, подождать, пока ребенок подрастет и сам определится, стоит ли ему получать религиозные знания? Многие психологи и педагоги считают, что воцерковлять (то есть крестить детей, причащать их в храме, рассказывать о Боге, таинствах, читать им детскую Библию) нужно как можно раньше. Например, крестить малыша желательно во младенчестве.
Нередко верующие родители спрашивают, как часто следует водить ребенка в церковь и в каких церковных обрядах ему можно принимать участие. Например, нужно ли обязательно брать его на службы, заставлять исповедоваться?
Прежде всего, совершив обряд крещения над ребенком, нужно затем приводить его на службы в храм, ведь для того, чтобы быть христианином, недостаточно только быть крещеным — следует еще принимать участие в церковных таинствах, таких как исповедь, причастие, елеосвящение (соборование) и миропомазание. Большинство православных родителей ограничиваются тем, что берут с собой детей в храм на воскресные службы и на большие церковные праздники, такие, как Рождество или Пасха.
Стоит ли заставлять ребенка ходить в церковь?
Он сам должен сделать выбор, идти ли ему сегодня утром в храм или понежиться еще под одеялом; причащаться ли ему сегодня или нет (для тех, кто не знает, причащаются на голодный желудок). Насильно ни причащать, ни исповедовать, ни вообще навязывать ребенку православие, как поступают некоторые родители, ни в коем случае нельзя.
Если ребенок по какой-либо причине не хочет поститься, читать молитвы или выполнять еще какие-то религиозные обряды, то заставлять его не стоит. Но, конечно, все зависит еще и от возраста. Лет до трех вряд ли мы способны на какой-то сознательный выбор.
Изучение в школе основ религии
В последнее время в общеобразовательных школах изучаются основы религии, а также открываются воскресные школы. В связи с этим в обществе нередко возникают дискуссии: а нужно ли это? Может быть, лучше преподносить детям религию как часть национальной культуры? А как же быть семьям другого вероисповедания (например, мусульманского)?
Проще всего с воскресными школами. Дело в том, что они существовали в России во все времена, кроме атеистического советского периода. Поскольку в настоящее время они являются учреждениями дополнительного образования, то и посещение их, конечно, не обязательно. Но даже если вы искренне убеждены, что вашему ребенку необходимы религиозные знания, вы должны все же спросить, хочет ли он или она туда ходить.
Что же касается основ религии как предмета обязательной школьной программы, то некоторые авторы учебников по этому предмету, такие, как диакон Андрей Кураев, строят систему ознакомления детей с православной культурой на базе любви к Родине, т. е. патриотизма. По их логике, так как Бог есть любовь, то в ребенке эта любовь реальнее всего может воплотиться в любви к Родине, как к предмету, который чаще всего обсуждается на уроках. Но это только прелюдия: от любви к Родине автор переходит к теме любви к Господу и ближнему…
Главное — терпимость!
Сложнее обстоит дело с представителями других религиозных конфессий. Ведь если ребенок, скажем, происходит из мусульманской семьи, то его родители, скорее всего, будут против того, чтобы он посещал занятия по основам православной культуры.
Хотя из любых правил бывают исключения. Как-то на занятия в воскресную школу в Троице-Сергиеву Лавру к игумену отцу Киприану (Ященко) привели мальчика исламского вероисповедания. И он не только сам воспринял христианское учение, но и убедил обратиться в христианство своих родителей, братьев, сестер, друзей…
До сих пор в системе образования не существует четких предписаний, как осуществлять религиозное воспитание, когда в классе обучаются представители разных конфессий. В каждом случае преподаватель соответствующего предмета, как правило, сам решает, как ему поступать в такой ситуации… Родителям же, желающим воспитать своего ребенка в православной традиции, можно лишь порекомендовать убедить его как можно терпимее относиться к представителям других вероисповеданий.
Павел Кочнев, православный педагог