Вундеркиндами не становятся, ими рождаются...
Всякие родители мечтают гордиться своим ребенком. Послушайте разговор двух мам: «А мой в два годика уже все буквы знает!» «А моя в четыре года говорит по-английски!» О достижениях своих чад они готовы говорить часами. Такое впечатление, что мы соревнуемся, чей ребенок лучше и умнее. А правильно ли это? Комментарии дает психолог Ксения Аверина.
- Все мы хотим, чтобы наш ребенок был лучше других, - говорит специалист. - Поэтому многие родители являются сторонниками раннего развития: уже с трех-четырех месяцев показывают малышу обучающие картинки, читают ему книжки, «лекции» об окружающем мире и выполняют прочие рекомендации, данные в специальной литературе. В два года начинают учить читать, в три-четыре - пытаются обучать иностранным языкам, отдают на кружки...
- На самом деле одаренность ребенка не зависит от того, насколько рано его начали развивать, - считает Ксения Аверина. - Как бы вы ни вдалбливали в голову малышу математику, если у него нет от рождения математических способностей, то вундеркинда из него не получится. И как бы часто вы его ни заставляли играть гаммы, из него не выйдет выдающийся музыкант. Можно развить память, способность к обучению, но не талант. А стремление к «сверхрезультатам» может привести к перегрузкам. Ребенок, которого пытаются «грузить» различными предметами, которого заставляют усваивать сразу огромное количество информации, нередко просто не понимает, чего от него требуют взрослые. Слишком жесткий режим «раннего» обучения может привести к неврозу, бессоннице и прочим «прелестям», с которыми нелегко будет справиться.
Если же ребенок уже ходит в школу, то после школьных занятий он чаще всего отправляется на различные кружки и секции, в результате домой попадает только вечером, а ведь еще предстоит делать уроки... Такая нагрузка ничем не отличается от рабочего дня взрослого человека. Но ведь речь идет о детях, чья психика, нервная система и организм еще не окрепли! Помимо всего прочего, у таких детей еще и падает успеваемость.
- Увы, нередко мы пытаемся реализовать в своих детях собственные амбиции, - констатирует психолог. - Мама когда-то мечтала стать балериной, но не получилось. И теперь она таскает дочку на уроки танцев и требует, чтобы та побеждала на конкурсах, в надежде, что дочь когда-нибудь осуществит ее несбывшуюся мечту... Или родители, когда учились в школе, звезд с неба не хватали и даже не получили высшего образования, а сына ругают за каждую четверку или тройку, в надежде, что он получит золотую медаль, поступит в престижный вуз и выйдет в профессора...
Так, может быть, и не стоит уделять такое внимание детскому развитию, пусть малыш развивается самостоятельно?
- Пускать развитие ребенка на самотек, конечно, не следует, - полагает Ксения Аверина. - Но и перегружать малыша тоже недопустимо. Тем более недопустимо заставлять его развиваться «из-под палки».
Вот рекомендации психолога.
Для начала определите круг интересов ребенка, его склонности, что ему лучше всего удается, и уже исходя из этого составляйте план его развития. Допустим, если ваш малыш тянется к книжкам, пусть учит побольше стихов, учится делать пересказы историй, которые ему читают. Можно и пораньше начать учить его читать. Если он хорошо считает в уме, можно попробовать решать с ним занимательные задачи. Любит рисовать - отдайте его в изостудию.
Если вы отдали ребенка в какой-нибудь кружок, а ему там не нравится, то не заставляйте его ходить туда насильно. Лучше пусть сам выберет кружок или секцию, которые будут ему интересны.
Тот же подход должен быть и к школьной учебе. Если ребенок не усваивает обязательной программы, нужно разобраться, почему это происходит. Может, попробовать позаниматься с малышом в «игровой» форме, заинтересовать его предметом?
Дополнительных занятий не должно быть слишком много. Лучше ограничиться двумя, максимум тремя кружками, иначе будут страдать здоровье и основная учеба.
Помните, что у ребенка должно быть счастливое детство. Поэтому не заставляйте его вместо детского праздника идти на урок музыки или иностранного языка. Планируйте распорядок дня ребенка таким образом, чтобы оставалось время для досуга, когда он может поиграть со своими сверстниками или погулять с вами. Если же получается, что ребенок все время занят, то подумайте, от чего можно отказаться.
Читайте также:
Приучаем школьника к самостоятельности
Двоечник или отличник? Зависит от знака Зодиака!
Подбираем подарок для дитя индиго
Дарья Любимская