Центры раннего развития. А нужны ли они ребенку?
Любому родителю хочется, чтобы ребенок рос умным и здоровым, подготовился к школе и еще до нее приобрел полезные знания и навыки. С бабушками хорошо, однако многие считают, что это не лучший вариант, потому что бабушки не смогут дать малышу то, что он сможет получить в группе ровесников с высококлассными преподавателями. К тому же ребенок, оторванный от своих сверстников, опекаемый стариками, потом с трудом находит общий язык с другими детьми в школе, и ему тяжелее приспособиться и проявить себя в коллективе других детей.
Продвинутые родители предпочитают обучать детей не только дома - отдают своих чад в частные сады и развивающие центры, где воспитатели занимаются с детьми по продвинутым популярным западным методикам. Но везде есть свои плюсы и минусы.
Группы Монтессори ориентированы на раннее развитие детей. Автор программ - итальянский педагог и детский психолог Мария Монтессори. Класс поделен на несколько зон: реальной жизни, сенсорного развития, умственного развития и двигательной активности. Что хорошо, так это то, что ребенок сам выбирает зону и дидактический материал, с которым он хочет работать. Дети друг с другом не соревнуются, каждый работает в собственном темпе. После посещения таких групп, лет в 5-6 дети обычно умеют красиво писать, хорошо владеют устным счетом и очень самостоятельны.
Проблемы могут начаться в начальной школе. Каково будет привыкать сразу и к новому коллективу, и к новой учительнице, а главное - к новым требованиям? Ведь ребенок до сих пор занимался тем, что ему самому было интересно, его никто не принуждал. Дети, привыкшие менять вид деятельности по собственному желанию, обычно переживают стресс и не могут понять, когда учителя их принуждают заниматься тем, что им неинтересно.
Вальдорфские детские сады ориентированы на гармоничное развитие личности ребенка. Здесь можно подражать воспитательнице и заниматься в общей группе, а можно и своим делом, никто заставлять и принуждать не будет. Опять же огромное внимание здесь уделяется творческой самореализации ребенка - ручному труду, изобразительному искусству и игре на музыкальных инструментах... Но в таких садиках ребенка не будут учить читать, писать и считать. Малышу с нуля придется все постигать в первом классе. Если родители захотят отдать чадо на дополнительные курсы, например, в спортивную секцию или музыкальную школу, или же сами постараются научить ребенка читать, у малыша просто не останется свободного времени на игры - нагрузка слишком велика.
Вместо детского сада можно ходить в Центры раннего развития. Некоторые из них готовы учить ребенка чему угодно, независимо от его возраста. Некоторые родители приводят детей в такие центры с восьми месяцев. Основной принцип - если ребенок не справляется, то мама должна ему помочь. И часто получается, что мама занимается со своим малышом, но не у себя дома, а в той же группе, и платит за это.
Результаты такого обучения родители увидят очень нескоро. Гораздо позже, чем закончатся деньги. Стоит подумать, имеет ли смысл двухлетнюю кроху обучать, к примеру, английскому языку два раза в неделю? Безусловно, есть билингвальные дети, но при этом с ребенком постоянно говорят на двух языках - близкие люди: мама, папа, или даже няня.
Няню можно искать самостоятельно, можно обратиться к помощи агентства. Главное помнить, что даже у Мэри Поппинс были не самые идеальные отношения с матерью детей, а уж у агентства с клиентом цели и задачи не всегда совпадают. Родители ищут человека, которому можно доверить ребенка, агентству важно, чтобы за выбранную кандидатуру ему заплатили.
В любом случае не стоит принимать скоропалительных решений. Иногда мнение ребенка отличается от мнения родителей, скажет, родители хотят, чтобы ребенок занимался танцами, а его тянет рисовать, или спортивного энергичного ребенка отдают в детский шахматный клуб, а ему хочется мяч гонять... Стоит присмотреться к малышу, понять, что ему интересно, что у него получается, а свой апломб отложить в сторону, и отдать ребенка туда, где ему будет хорошо. Ведь если вы всегда мечтали ходить в хоровую студию, это вовсе не означает, что ваш ребенок мечтает о том же самом.
Елена Петрова