Как выбрать ребенку идеальную школу
Школа — это не обязательно парты, классная доска и строгая посещаемость. В мире существуют учебные заведения, где нет четкого разделения на классы и строгой дисциплины. Есть даже школы без адреса и точного местоположения. При таком многообразии можно и запутаться. О том, как сделать правильный выбор, изданию Missus.Ru рассказали эксперты.
Государственная кочевая школа "Кенэлэкэн". Россия, Якутия, Оленекский эвенкийский национальный район
Более точного адреса вам не скажет никто: ведь школа постоянно переезжает с места на место. Два просторных чума (в одном из них располагается класс, а в другом живут учителя) грузят на снегоход и везут через тундру туда, куда бредут олени со своими погонщиками. На новом месте чумы разбиваются вновь — школа снова ждет своих учеников! Детей в классах — раз, два и обчелся. Что, впрочем, не принижает важности подобных учебных заведений.
Дело в том, что раньше дети кочевников-оленеводов либо вовсе не получали систематического образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и месяцами не видеть родителей. Выход был найден: школа поедет туда, куда отправятся оленеводы. Кочевых школ в России с каждым годом становится все больше и больше. В Якутии их уже больше десятка.
Самое удивительное, что в каждой такой школе есть пара ноутбуков и работающий по спутниковой связи интернет! Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету, а после выполнения отсылают их обратно на проверку. И в результате по окончании школы ребята ни в чем не уступают сверстникам, ведущим оседлый образ жизни.
Богатыри и невестушки в школах Владимира Базарного
В Москве, Красноярске и многих других регионах страны существуют интересные школы, работающие по методике профессора Владимира Базарного. Метод называется "Система сенсорной свободы и раскрепощения". Дети в таких школах сидят за партами не дольше 15 минут, а следующие 15 стоят за специальной конторкой. Считается, что это помогает избежать гиподинамии — врага современного человека. Классная доска тоже объявлена пережитком прошлого. Наглядные пособия и другие материалы располагаются в самых разных точках класса: чтобы у детей работало зрение и не затекала шея. В младших классах пишут чернилами и пером для выработки красивого почерка. Много физкультуры, танцев, движения.
Но, пожалуй, самое интересное в этих школах — гендерное разделение классов. Мальчики и девочки учатся отдельно. Впрочем, они собираются вместе на уроках музыки, танцев и на факультативах и кружках. А основные предметы изучают отдельно друг от друга, причем по разным программам. Идее разделения полов придается красивая форма: мальчиков посвящают в "богатыри", а девочек — в "невестушки". С этой игрой связана воспитательная программа. Мальчикам прививают патриотизм и учат защищать Родину, девочек с малых лет готовят к материнству.
Кадетский корпус № 9 "Ассоль"
Быть кадетом с некоторых пор стало модно и престижно. Но вот беда — в кадетские корпуса принимают только мальчиков. Но девочки тоже не хотят оставаться в стороне! Поэтому несколько лет назад в столице открылась кадетская школа, в которую принимают юных барышень. Конкурс в это учебное заведение очень высокий.
Программа отличается от общеобразовательной наличием специфических предметов вроде истории казачества, а также большим количеством физической и военной подготовки. Барышни занимаются конным спортом, стрельбой из разных видов оружия, проходят строевую подготовку. Кроме того, девушкам-кадетам преподаются бальные танцы, этикет и игра на музыкальных инструментах. Практически как в Смольном институте! Кстати, и режим в женском кадетском корпусе похожий: родители видятся с дочерьми только в выходные, все остальное время девочки живут в интернате.
Столичная школа № 1650 официально именуется "Первой московской поликультурной"
В этой школе могут обучаться дети, говорящие на разных языках. Каждый ребенок изучает "русский язык как иностранный" и основы национальной культуры, а также "россиеведение", "этнологию" и "этикет народов мира".
В народе школа именуется "армянской", но посещают ее дети 35 национальностей. Некоторые из новоиспеченных учеников по-русски не знают ни слова. Но дружить детям между собой это обстоятельство совершенно не мешает. В школе есть так называемый этнопсихолог.
Как говорится на официальном сайте заведения, этот специалист "помогает осуществлять воспитание детей с учетом индивидуальных этнопсихологических особенностей каждого ребенка". Школьный этнопсихолог при необходимости окажет помощь и родителям в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в процессе воспитания детей в семье — в смешанных браках, при переезде из одной страны в другую и так далее.
Естественно, что в современном многообразии необычных методов и подходов трудно не запутаться. Сложно сделать правильный выбор: классическое образование или новаторское. В интервью Missus. Ru психолог, психотерапевт Александр Колосов советует очень тщательно изучать предлагаемые методики. "Очень осторожно надо подходить к выбору нестандартного обучения. Есть частные учреждения, которые лучше традиционных, но есть и такие, которые под красивыми лозунгами дают худшее воспитание, несмотря на то, что родители за это платят деньги. Конечно, в российской школе есть много такого, что требует улучшения, система не идеальная. Но есть и много хорошего, чего не стоит отвергать.
Сейчас, например, копируя американский опыт, часто пытаются начать специализацию с первого класса. Считаю, что на определенном уровне должны быть даны все предметы. Иначе образуются большие пробелы в общеобразовательных знаниях. Оптимальный вариант специализации — с пятого класса. Я за то, чтобы лучшие вещи, которые пришли из советской школы, сохранить, но добавить какие-то элементы демократичности, игры, большего уважения к ребенку".
За получением авторитетного мнения Missus. Ru также обратился и к известному драматургу, режиссеру и многодетному отцу Евгению Гришковцу. "Я считаю, что специализация в школьном обучении нужна. Я особенно хорошо отношусь к специализированным школам — математическим, языковым и так далее. Что касается каких-то нетрадиционных методов обучения, то лично я считаю это лишним. Мои дети — старшая дочь и средний сын — учатся в обычных школах. А младшая дочь ходит в обычный детский сад".
А вот известная певица, член Общественной палаты РФ и мама шестилетнего сына Константина Диана Гурцкая считает, что специализация в школе — это лишнее. "К специализации в школе я не очень хорошо отношусь. Считаю, что детям нужно дать разностороннее образование, — говорит Диана Гурцкая. — Что касается методик обучения, то классическое советское образование внушает больше доверия, нежели какие-то новаторские методики, которые еще не доказали свою эффективность. Хотя есть интересные находки и там. Мне вот импонирует идея, когда детям в начальной школе совсем не ставят оценок. Считаю, что это очень хорошо для детей".
Екатерина Блюхтерова, клинический психолог, психотерапевт и мать троих детей, выбирает семейное образование. "Есть несколько юридических форм. С советских времен осталось то, что называется домашним обучением, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать школу. Родителям для подтверждения этого приходиться собирать кучу справок. И тогда учитель или учителя обязаны обучать его на дому бесплатно. Попасть на такую форму обучения крайне сложно, потому что это лишняя нагрузка, которую никто не хочет на себя брать. И если такие дети появляются в школе, администрация делает все для того, чтобы отправить таких детей в специализированные учебные заведения.
Другая форма — семейное обучение. Ребенок зачисляется в школу, в конкретный класс, но учится дома. При этом школа предоставляет программу обучения, учебные материалы и проводит аттестацию знаний по согласованному графику — обычно раз в полугодие. А ответственность за организацию учебного процесса берут на себя родители. Поэтому большая часть средств, которые выделяются школе на вашего ребенка, перечисляются на сберкнижку родителей. В среднем эта сумма колеблется от 5 до 9 тысяч рублей в месяц. Родители сами решают, в какой форме будет проходить обучение: самостоятельно, с помощью интернет-уроков или нанятых преподавателей. Есть сейчас центры содействия семейному образованию, которые представляют собой тоже что-то вроде школы, куда раз или два в неделю приходят дети, занимаются, получают домашние задания.
Бывает, что родители объединяются и организуют домашний класс из пяти-семи человек. Так было и у моего ребенка. Специального помещения не снимали, учились — месяц у одних дома, месяц — у других. И занимались три раза в неделю, приходили учителя, которых мы в складчину нанимали. Безусловный плюс этого метода в том, что качество обучения полностью в ваших руках. Вы свободны во времени и пространстве, можете выбирать место и время проведения занятия, регулярность и интенсивность, а также учителей.
Но подобное обучение — это еще и большая ответственность. Родители несут ответственность за учебный процесс, вникают во все тонкости обучения. Также родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок достаточно общался со сверстниками. И если нет такого общения, то может возникнуть определенная о отгороженность от социума. Ну и основной нюанс в том, что семейное обучение требует значительных денежных вложений. Если на начальном этапе хватает тех пяти-девяти тысяч, которые возвращает школа, то с взрослением ребенка суммы увеличиваются. В старших классах средний бюджет обучения уже составляет порядка 25-30 тысяч рублей в месяц. Но это дешевле, чем частная школа в Москве".
Лада Степанова