Родительские ошибки: контроль и гаджеты
Родители обычно желают своим детям лучшего. Поэтому они стремятся контролировать каждый шаг своих чад или пытаются их занять, используя гаджеты. А правильно ли такое воспитание? Недавно эксперты выяснили, что эмоциональная связь между матерью и ребенком прочнее, если ему предоставляется больше самостоятельности. С гаджетами тоже все не так просто…
Не нужно контролировать ребенка
В исследовании, проведенном специалистами из Университета Миссури, приняли участие 2000 женщин, имеющих детей, а также сами дети. Ученые отследили, насколько жестко матери контролировали своих отпрысков. Для этого они сначала наблюдали за играми малышей, когда им было по два года, а затем — за общением детей с их матерями, когда первые уже учились в пятом классе школы.
Независимо от половой или этнической принадлежности дети-пятиклассники лучше относились и были больше привязаны к матерям, если те в раннем детстве не контролировали их слишком жестко и предоставляли больше самостоятельности. Это позволяет прийти к определенным выводам, считают психологи.
Нет, речь не идет о том, что детей в процессе воспитания нужно полностью предоставлять самим себе: разумеется, "направлять" их необходимо. Скажем, родители должны учить малышей, как вести себя с другими людьми или соблюдать правила дорожного движения.
Но вот психологическое давление на ребенка, когда его пытаются заставить испытывать чувство вины, "насилуют" его мысли и чувства, навязывают ему ту или иную модель поведения даже в играх, может привести к отчуждению в родительско-детских отношениях…
Прививать детям с раннего возраста самостоятельность не просто желательно, а необходимо, считают специалисты. Они должны научиться принимать решения, пусть и основываясь на знаниях, полученных от родителей. Последние должны научиться выслушивать точку зрения своих отпрысков и улаживать разногласия путем дискуссии, а не заставлять детей делать что-то, потому что "я так сказал". Только тогда из ребенка вырастет полноценная личность.
Читайте также:
Что влияет на детскую успеваемость
Загадки деторождения: мальчик или девочка
Гаджеты — это не успокоительное
В последнее время возникла еще одна тревожная тенденция в отношениях родителей и детей. Если раньше родители, желая успокоить ребенка, например, во время плача, подсовывали ему игрушки или раскраски для рисования, то сегодня все чаще малышам дают "поиграть" мобильником или в игру на планшете. Между тем, это тоже ведет к проблемам с эмоциональным развитием и препятствует навыкам общения. Таковы результаты исследования сотрудников Бостонского университета, опубликованные в журнале Paediatrics.
На первый взгляд, пользование смартфонами, планшетами или электронными книгами способствует повышению грамотности ребенка, позволяет ему больше узнать об окружающем мире. Однако, если разобраться, не все так радужно…
"Если дети успокаиваются с помощью электронных устройств, то как им научиться управлять своими эмоциями? — комментирует педиатр Дженни Радески. — Кроме того, активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать), навыков общения и совместного решения проблем: дети обычно учатся этому во время игр и свободного общения с друзьями.
Наконец, сенсорные экраны не дают развивать моторно-двигательные навыки, без которых потом гораздо сложнее осваивать математику и научные дисциплины".
К тому же, электронные устройства совершенно бесполезны для детишек в возрасте до двух с половиной лет, если их оставить наедине с гаджетом. Поэтому их имеет смысл осваивать только под присмотром взрослых. Да и для образовательных целей общение с родителями дает больший эффект, чем исследование картинки на дисплее, утверждают специалисты.
Ранее уже не раз говорилось о вреде мобильных и компьютерных устройств для дошкольников и младших школьников. Так, по словам педиатра Линдси Марцоли, пользование сенсорными экранами препятствует развитию мышц пальцев и кистей рук, что необходимо для письма. А британский профсоюз учителей в 2014 году заявил, что из-за распространения компьютеров и мобильников все меньше детей играют в кубики и конструкторы, что негативно влияет на познавательные способности и навыки общению со сверстниками.
Также, если малыш воспринимает девайс как "успокоительное" средство, то он никогда не научится самоконтролю. Поэтому необходимо ограничить доступ подрастающего поколения к девайсам, полагают педагоги.
Читайте также:
Мозг подростка блокируется. Ругать бесполезно!
Как приучить ребенка к правильному питанию
Дарья Любимская