Как отвадить ребенка от родительской постели
По статистике, сорок процентов молодых родителей вынуждены делить свою постель с детьми, но отнюдь не по причине нехватки спальных мест в доме. Розовые пяточки и глаза-бусинки - это, конечно, очень мило, однако, прописавшись в родительской спальне, ребенок становится настоящим "убийцей страсти" и может запросто разрушить отношения.
Британка Лидия Слейтер вспоминает, что, когда ее дочь Анастасия появилась на свет, они с мужем решили, что дочь будет спать в люльке рядом с их кроватью. Три месяца подряд супруги отчаянно не высыпались - Анастасия протестовала и против ночных разговоров шепотом, и против света лампы на прикроватном столике, и уж тем более против занятий любовью.
Только когда девочке пошел четвертый месяц, она переехала в свою комнату, и Лидия с мужем вздохнули с облегчением: ничто так не гасило страсть в зародыше, как присутствие дочери в метре от пары. К удивлению Лидии, многим ее друзьям эта проблема оказалась незнакомой - они просто брали ребенка к себе в кровать и преспокойно спали втроем всю ночь.
Вопрос о том, стоит ли разрешать детям делить кровать с родителями, вызывает споры почище тех, в которых выясняется, какая футбольная команда круче. По обе стороны баррикад собираются настоящие экспертные группы, каждая из которых с пеной у рта доказывает состоятельность именно ее точки зрения.
Так, Марго Сазерленд, автор книги The Science Of Parenting ("Наука воспитания"), приводит в своем труде данные исследования, по результатам которого выяснилось, что дети, спящие в одной кровати с родителями, растут более спокойными и здоровыми, чем те, кому мама с папой отвели отдельное койкоместо. Джина Форд, собаку съевшая на воспитании детей, напротив, утверждает, что сон на троих - непомерная нагрузка на семью, которая может привести к истощению моральных сил родителей.
Дело дошло до того, что в Соединенном Королевстве было решено провести общенациональный опрос на предмет того, допустимо ли пускать детей в постель к родителям. Четверть опрошенных пар, как выяснилось, регулярно ссорилась по этому поводу, и в итоге половина из них предпочла расходиться с отпрыском на ночь каждый по разным комнатам. Неудивительно, что 48 процентов из тех, кто решил делить кровать с ребенком, признались в том, что их сексуальная жизнь заметно пострадала, а десять процентов мужей заявили, что чувствуют себя отвергнутыми. Еще 57 процентов родителей заявили, что хотели бы видеть своего ребенка в его собственной кровати, а не в супружеской.
Утверждения Сазерленд на практике оказываются довольно спорными: опрошенные родители ничего не смогли сказать относительно того, стали ли их дети счастливее от того, что им разрешили спать с родителями, однако отметили, что дети определенно сели им на шею и стали более требовательными и приставучими. Впрочем, некоторых граждан это радует до такой степени, что в стремлении постоянно быть с ребенком они затевают сомнительной выгоды предприятия.
Подруга Лидии, Салли, так хотела проводить ночи рядом со своим сыном Томасом, что переехала из дома с четырьмя спальнями в маленькую двухкомнатную квартиру. Ее супруг оказался поставленным перед фактом: ребенок будет спать с ними, потому что больше негде - во второй комнате поселилась помощница по хозяйству. "Томас такой милый! - делится своей радостью Салли. - Я весь день работаю и чувствую, что мне недостает времени, проведенного вместе с сыном".
Муж Салли, Джим, изначально одобрил идею совместного сна. Пара купила большую двуспальную кровать, где могли с комфортом разместиться все трое. Однако Салли признает, что на брак это решение повлияло далеко не самым положительным образом. "Мы с Джимом много спорили по этому поводу. Он говорил, что я предпочла ему Тома, что, возможно справедливо - мой ребенок по сравнению с ним столь нетребователен и очарователен! Но он сильно ворочался во сне, так что Джиму в итоге пришлось перебраться на диван. Наша сексуальная жизнь, естественно, не поднялась на новые высоты".
Результат оказался предсказуемым: Джим развелся с Салли, как только встретил новую любовь. И сейчас Салли не знает, как объяснить уже восьмилетнему Тому, что ему лучше спать отдельно. "Мы делаем это поэтапно, - объясняет она. - Он не хочет спать в своей комнате, поэтому спит в моей, но на своей кровати". Хотя такой подход не находит понимания у нового бойфренда Салли.
Доктор Ангарад Радкин, клинический психолог, работающая с детьми и их семьями, выступает категорически против такой практики: "Если ребенок сам настаивает на том, чтобы спать с родителями, это нормальная ситуация. Но если инициатором выступаете вы, тогда ситуация становится нездоровой. Воспитывая ребенка, сложно устроить так, чтобы все члены семьи были в равной мере счастливы, но если отец каждую ночь спит в отдельной комнате, это тревожный признак. Скорее всего, он чувствует, что им пренебрегли, и начинает ревновать к ребенку".
Эмма, мать шестилетней Ханны и двухлетней Марии, привадила детей в супружескую спальню около года назад, когда девочки заболели гриппом. Пит, муж Эммы, переехал в комнату Ханны. "Мне было удобнее держать Ханну под боком, чтобы я не бегала по ночам в ее комнату. Мария не хотела оставаться одна, поэтому и ее мне пришлось укладывать рядом с собой. То, что Пит спит отдельно, мне даже нравится - он сильно храпит. Но я немного зла на него, потому что в нашем доме он единственный, кто хорошо высыпается".
Вернуть девочек в их кровати Эмма не может, боясь травмировать их: "Когда мне было четыре года, мой отец сказал мне, что я уже слишком большая, чтобы спать вместе с мамой. Я постоянно плакала, потому что для меня не было ничего лучше, чем возможность прижаться ночью к маме. Я чувствовала, что потеряла ее навсегда. Я не хочу, чтобы мои девочки чувствовали то же, что и я тогда".
Другие матери руководствуются не соображениями сохранности психики своих детей, а банальной ленью. Саша, мать трехлетнего Джо, говорит: "Я слишком сильно устаю, чтобы успокаивать его, когда он просыпается по ночам, поэтому я просто беру его к нам в кровать. Это катастрофа. Я должна принести туда же все его любимые игрушки, иначе он закатит истерику. А потом он начинает наезжать своим игрушечным экскаватором на двух кошек, которые спят с нами, они начинают бегать от него, и так всю ночь".
Когда супруг Саши, Джордж, пытается отнести Джо в его кровать, мальчик снова закатывает концерт. Джорджу приходится оставаться в комнате сына, пока тот не успокоится, поэтому он частенько засыпает на полу детской, ожидая, когда мальчик уснет. "Каждый раз я обещаю себе покончить с этой практикой, но, встав посреди ночи, я все равно иду по пути наименьшего сопротивления", - констатирует Саша.
Профессор Джим Хорн, директор Центра исследований сна Университета Лафборо, дает несколько советов родителям, которые не знают, как выселить ребенка из своей кровати: "Отстаивание родителями своего права на сон может перерасти в настоящую битву. Если дети приходят в кровать к родителям каждую ночь, единственный способ спастись от них - это подкуп.
Сделайте на потолке карту ночного неба из светящихся в темноте звездочек или неярких светодиодных лампочек, так, чтобы ребенок, проснувшись, сразу видел ее. Скажите ребенку, что, если он будет спать один, вы подарите ему очередную звездочку или новую компьютерную игру. Если же ребенок все равно пришел в спальню, мягко, но убедительно скажите ему, что он рискует не получить очередную звезду, если снова сделает это. Перед сном полезно читать ребенку сказки - так у него не возникнет ощущение, будто его бросили".
Наталья Синица