У детей есть две геометрии
Маленькие дети усваивают законы геометрии, впервые потянувшись за игрушкой и сделав первые шаги. Но дальше происходит практически чудо: представления о конкретных длинах и формах переносятся на абстрактные фигуры — круги, треугольники, квадраты. Попытавшись выяснить этот секрет, ученые обнаружили: у детей существует два разных "вида" геометрии.
Маленькие дети каким-то образом усваивают элементарные представления о геометрии еще до школы. Эти знания не зависят от культурного контекста и воспитания: русский ребенок, китаец и дитя с берегов Амазонки одинаково хорошо умеют отличать, к примеру, большой треугольник от маленького. Но ученые до сих пор не поняли: откуда в нашем мозге берутся геометрические понятия? Понятно, например, как ребенок впервые изучает расстояние: он мерит его шажками в манеже, возможностью или невозможностью дотянуться до игрушки, и так далее. Но как происходит переход от реального мира к абстрактным геометрическим формам?
Интересно и то, что этот навык формируется вне зависимости от дошкольного образования ребенка. Дети, выросшие в хижине и не знакомые с линейкой и транспортиром, могут сравнивать размеры нарисованных фигур и величину углов так же хорошо, как ученики обычной школы. Чтобы выяснить, откуда у детей берутся геометрические навыки, психологи из Гарвардского университета провели несколько экспериментов с четырехлетками.
В первом опыте детей помещали внутрь огороженного участка прямоугольной формы и просили найти спрятанный на этой территории стикер. Во второй раз ученые переходили от реального пространства к виртуальному. На экране компьютера детям показывали набор геометрических фигур и просили показать ту, которая отличается от других.
В третьем эксперименте дети "соединяли" абстрактную геометрию и реальное ориентирование на местности: они изучали схему треугольного участка, а затем по карте искали предмет, спрятанный внутри этого участка. По ходу дела экспериментаторы "модифицировали" опыт, чтобы усложнить задачу. В последнем испытании спрятанный предмет оказывался длиннее, чем тот, что был обозначен на карте, а у треугольных участков было изменено соотношение сторон или отрезаны углы.
В ходе решения этих непростых задач малыши удивили ученых, показав, что они пользуются двумя разными видами "практической геометрии". Некоторые дети полагались на чувство расстояния и направления — и им было проще понять, куда нужно двигаться, чтобы прийти в нужную точку. Другие же хорошо умели сравнивать величину угла и длину, что позволяло им различать фигуры и ориентироваться там, где не было явных углов.
В общем, экспериментаторы оказались еще более запутанными, чем в начале. Ведь предполагалось, что опыт выявит, каким образом понятия расстояния, формы и величины у детей переходят из практических в абстрактные. Оказалось же, что геометрические понятия и концепции у разных малышей развиваются как минимум двумя разными способами (не исключено ведь, что есть и другие), но в итоге обобщаются в некие универсальные представления. Но психологи не теряют надежды узнать секрет детского мозга — возможно, дальнейшие исследования прояснят этот вопрос.
Читайте также:
Кто в доме хозяин, или Как не вырастить тирана
Раннее развитие: каков фундамент, таков и дом
Лада Степанова