Говорите тише! И ваш ребенок станет говорить лучше
Идеально тихих домов и семей не существует. Однако есть причина постараться свести уровень шума в доме к минимуму. Психологи предостерегают: если ребенок растет в постоянном шуме, его вербальные навыки оставляют желать лучшего. Проще говоря, у таких детей речевое развитие хуже, чем у сверстников: они и говорить начинают позже, и словарный запас у них куда более скудный...
Психолог Джордж Холлич из Purdue University провел тест с участием маленьких добровольцев, чтобы установить, как шумная окружающая среда влияет на их восприятие информации. В ходе испытания детям показали запись, на которой женщина о чем-то рассказывает в то время, как мужской голос за кадром постоянно пытается отвлечь внимание ребенка. Одно из слов, которое женщина часто повторяет - "ноги". Чтобы лучше понять, о чем именно идет речь на экране, детям пришлось внимательнее следить за картинкой, и только сосредоточившись, они смогли вычленить и запомнить, какое слово было ключевым в ролике.
Аманда Зайдль, мать десятимесячного ребенка, считает, что обучать малыша говорить нужно прямо с грудного возраста. Хотя сейчас ее сын больше любит рвать книжки, чем читать их, он с удовольствием слушает сказки: Аманда говорит, что для детей крайне важно постоянно слышать речь матери и отца.
Чтобы ребенок научился говорить как можно раньше, поясняет Аманда, нужно говорить чуть громче и держаться в поле зрения младенца. А вот фоновый шум - телевизор, радио и бытовые приборы - могут позже обернуться речевыми проблемами. Установлено, что младенцы легче овладевают языком, если то, что они слышат, синхронизируется с тем, что они видят. Поэтому разыгрывание домашних спектаклей с "пальчиковыми" зверушками станет прекрасным началом обучения.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ТОП:
Семейные кланы: один за всех или все против одного?
Малыши начинают активно "болтать" месяцев с шести-семи, однако еще до этого возраста они "сортируют" различные звуки, словоформы и целые предложения. В отличие от письменной речи, устная не предполагает запятых, пробелов и прочих знаков препинания, так что в сочетании с фоновым шумом ребенок просто не может различить, где заканчивается одно слово и начинается следующее.
В дальнейшем, кстати, дети могут столкнуться с еще одной "звуковой" проблемой: из-за плохой акустики в классах у многих школьников возникают проблемы с учебой. Сотрудники Университета Огайо обследовали более 30 классов в начальных школах и установили, что только два из них соответствуют необходимым требованиям.
Лоуренс Фет и Гейл Уайтлоу, авторы исследования, поясняют, что от твердых поверхностей звук отражается, создавая эффект эха, что "маскирует" слова. Так что у детей с ослабленным слухом или у тех, для кого английский язык - не родной, могут возникнуть серьезные проблемы с восприятием информации. Если добавить сюда шум от работающего кондиционера (американским школьникам, в отличие от российских, с этим повезло), бедным детям можно только посочувствовать.
Исправить положение помогут ковролин, драпировки на стенах и шторы из плотной ткани. Правда, и это не идеальное решение: самый распостраненный недуг среди школьников - аллергия, а у некоторых маленьких детей еще и астма.... Микрофоны, как ни странно, ситуацию не спасут: специалисты Американского акустического общества предупреждают, что эффект эха в таком случае будет еще более сильным, а разобрать слова станет гораздо сложнее. Поэтому представители общества настаивают на ремонте всех классов в американских школах с использованием особых материалов, чтобы учеба была школьникам если не в радость, то хотя бы не в тягость.
Наталья Синица