Школьник: увлекался, радовался... устал
Трудно переоценить значение внешкольных занятий. Это спортивное развитие, и дополнительные часы по предметам, которые "хромают" в школе, да и просто хобби, помогающее раскрыть таланты. Но во всем хороша мера. Родители, которые записывают первоклашек в пять разных секций после школы, не правы — они рискуют подорвать здоровье и нервную систему ребенка.
Как выбрать? Перед тем, как записать дошкольника или младшего школьника в какую-либо секцию, сходите с ним на пробное занятие. Присмотритесь к преподавателю и его методам обучения. Конечно, самое важное — убедиться, что учитель не оскорбляет детей, не кричит и не пытается уличить их в бездарности: "Мне не нравится твой рисунок", "Мог бы слепить и лучше". Но даже у спокойного и корректного педагога занятия могут быть скучными, не привлекающими детей. От таких лучше отказаться: в конце концов, в школе ребенку нередко приходится высиживать нелюбимые уроки — так зачем создавать дополнительный груз в виде рутинных внешкольных занятий?
Лучше всего, если кружок развивает какие-то творческие способности. Даже иностранный язык можно преподавать легко, в игровой форме. Дело в том, что у дошкольников и детей в младших классах ведущей деятельностью является игра. "Ведущая деятельность" не означает, что ребенок должен играть с утра до ночи. Но это тот процесс, в котором происходит наиболее интенсивное развитие ребенка. Поэтому занятия в игровой форме — лучший способ преподнесения материала для детишек 4-8 лет. Но в редкой школе приняты ежедневные игровые занятия — обычно их рассматривают как поощрение или отдых, но никак не основной метод обучения. Кружки могут поправить ситуацию.
Не переборщить. Одержимые идеей блестящего будущего для ребенка, многие родители еще до школы нагружают его невероятным количеством занятий. В результате малыш 5-6 лет оказывается загружен больше, чем иной взрослый: английский, уроки музыки и сольфеджио, плавание, акробатика, танцы… С началом школьных занятий нагрузка усиливается во много раз. Психиатры предупреждают: чрезмерно плотное расписание приведет не к всестороннему развитию ребенка, а к проблемам со здоровьем и нервной системой. Если у ребенка после каникул резко меняется поведение, он становится плаксивым, раздражительным или агрессивным — скорее всего, он не справляется со стрессовой ситуацией, вызванной учебными перегрузками.
В начальной школе ребенок должен успевать играть и общаться со сверстниками, говорят специалисты. При этом игры должны быть эмоционально насыщенными — так что компьютерные не подойдут. Хорошо также, чтобы ребенок проводил больше свободного времени с родителями. В этом возрасте потребность в родительском внимании у ребенка велика, а время общения с ними обычно сокращается. Совместный досуг в этот период создаст базу для безболезненного прохождения подросткового кризиса.
"Надоело!". Знакомая почти каждому родителю ситуация: ребенок ходил в секцию несколько месяцев с видимым удовольствием, но вдруг начинает ныть: "Не хочу идти", "Надоело", "Мне там скучно"… Как вести себя в таком случае — вопрос тонкий. Во-первых, обсудите с ребенком причины отказа. Возможно, у него не сложились отношения с педагогом или детьми — и тогда можно попробовать перевести его в другую группу или другой центр, не бросая занятие. Но что делать, если ребенок отвечает: "Просто надоело"?
Психологи дают разные рекомендации родителям дошкольников и детей постарше. Если ребенку меньше 7-8 лет, возможно, вам стоит уступить. Обычно дети дошкольного возраста еще не совсем понимают, что такое занятия музыкой или ритмикой — и поэтому, выражая желания записаться в какой-то кружок, выражают скорее тягу к приключениям, познанию чего-то нового. А может, просто следуют примеру друга или подружки. Вполне может оказаться, что занятия действительно не подходят ребенку и вызывают скуку. Попробуйте найти другую секцию, где ему было бы интересно. Нет ничего плохого, чтобы в этом возрасте "перебрать" несколько разных видов досуга. Структурированию времени и ответственности ребенка научит школа, а другого времени попробовать новое у него не будет.
Другое дело, если ребенок уже вышел из дошкольного возраста, но сохранил привычку бросать дело после первых трудностей. Не критикуйте его желание оставить занятия, но расспросите: возможно, у него что-то не получалось последнее время, или происходили конфликты в группе? Может быть, преподаватель негативно оценил его работу? Поговорите, действительно ли этот случай стоит того, чтобы оставить дело, которое раньше нравилось. Предложите свою помощь. Хорошим ходом будет предложить ребенку "отходить" занятия еще месяц, прежде чем бросать их, и за это время помочь ему с проблемой, которая вызывала затруднения. Вполне вероятно, что к концу оговоренного срока кризис минует, ребенок передумает бросать занятие, которое снова начнет приносить радость.
Читайте также:
Занятия музыкой лучше начинать до школы
Если ваш ребенок — гиперактивен
Воспитание в цвете: четыре зоны запретов
Лада Степанова