Занятия музыкой лучше начинать до школы
На какие занятия отдавать детей до школы? И с какого возраста? Современные родители задаются этим вопросом едва ли не сразу после родов. У раннего развития есть сторонники и противники. Кто-то считает, что детство ребенка должно проходить за игрушками. Другие утверждают, что в детсадовском возрасте малыш лучше всего усваивает новый материал.
Однако практически все специалисты сходятся в одном: ранние занятия музыкой полезны всем. Уроки музыки лучше начинать до достижения ребенком семилетнего возраста, говорят специалисты. Даже не потому, что, усвоив азы сольфеджио и выучив пару мелодий на фортепиано, ребенок легко разберется с математикой и разовьет моторику — хотя это тоже правда. Но главное — ранние занятия музыкой заставляют моторную и сенсорную зону коры головного мозга развиваться намного интенсивнее.
Если ребенок занимался музыкой с дошкольного возраста, его мозг развивается лучше, чем у остальных сверстников, выяснили канадские ученые из университета Конкордии и Монреальского неврологического института. Они открыли, что уроки музыки существенно усиливают нейронные связи в этих отделах мозга у детей. Но при одном условии: если обучение началось не позднее семилетнего возраста.
Канадские специалисты провели сканирование головного мозга 36 взрослым добровольцам. Часть этих людей рассказала, что в детстве занимались музыкой и начали занятия еще в дошкольном возрасте. Другие приступили к освоению нотной грамоты и музыкальных инструментов позже. При этом время обучения у всех добровольцев было примерно одинаковым. Однако в их мозге наблюдались существенные отличия. У тех людей, кто начал заниматься музыкой еще до первого класса, были значительно лучше развиты сенсорная и моторная (двигательная) зона коры.
Особенно это касалось двигательной зоны. Когда людей просили воспроизвести ритм прослушанной мелодии, первая группа делала меньше ошибок. Даже спустя два дня тренировок эти участники обходили вторую группу. Кстати, давно установлено, что занятия музыкой развивают и те способности, которые никак не связаны со звуками и нотами — например, память и общую успеваемость по разным предметам.
Читайте также: Регулярные завтраки повышают успеваемость
Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 году открыл несколько школ с расширенным преподаванием музыки. Объем преподавания других предметов в этих учебных заведениях был сокращен в пользу уроков музыки. Однако успеваемость учеников не только не упала, но по результатам проверок даже оказалась выше, чем у школьников из обычных общеобразовательных заведений. Подобный эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты.
Эксперимент, не столь давно проведенный в Гонконге, показал, насколько музыка улучшает математические способности детей. Китайские ученые набрали 90 мальчиков, половина из которых играла в школьном оркестре, а другая половина музыкой никогда не занималась. При этом все мальчики учились в одной школе, то есть качество образования, которое они получали, было одинаковым. Но ребята, которые играли на каком-либо инструменте, запоминали слова и фразы намного лучше, чем их немузыкальные сверстники.
Спустя год экспериментаторы попросили тех же мальчиков снова пройти тестирование. Из 45 участников оркестра занятия продолжили только 33 человека. А еще 17 школьников пришли на занятия музыкой, узнав о результатах первого исследования. Группа начинающих продемонстрировала худшую вербальную память, чем те, кто занимался уже долго. То есть чем дольше вы занимаетесь музыкой, тем лучше ваша память. У тех 12 учеников, которые бросили занятия, способности к запоминанию сохранились на прежнем уровне — не улучшились, но и не ухудшились.
Можно предположить, что люди, которые в детстве занимались музыкой, на всю жизнь сохранят хорошую память и чувство ритма, а в начальной школе будут успевать заметно лучше своих сверстников. Словом, если вы размышляете, на какие занятия отдать малыша, чтобы не перегружать его до школы всеми дисциплинами сразу — музыка будет прекрасным выбором.
Читайте также: Ученые открыли у малышей провидческий дар
Лада Степанова