Раннее развитие: каков фундамент, таков и дом
Как утверждают педагоги-психологи, новорожденный начинает развиваться с первых дней своего появления на свет. В первую очередь малыш осваивает зрительную среду. Потом — эмоциональную среду: учится реагировать на появление мамы и других близких ему людей, выражает свои эмоции. Поэтому так важно не упустить время, ведь каков фундамент — таков и дом.
И, если с младенцем начинают заниматься с самых первых дней по специальным методикам, соответствующим его возрасту, способности ребенка развиваются намного быстрее.
По словам психологов, раннее развитие во многом гарантирует более успешное обучение ребенка в дальнейшем. Может быть, в возрасте до года результаты ваших усилий будут не сильно заметны, но важно помнить, что именно сейчас вы закладываете фундамент для последующего развития ребенка.
Как показывают исследования, к трехлетнему возрасту мозг ребенка уже формируется процентов на 70-80, а годам к семи-восьми он практически полностью сформирован. Поэтому именно до трех лет ребенок как губка вбирает в себя всю информацию. И знания, которые заложили в его мозг в этом возрасте, проявляются на протяжении всей жизни.
И все же методик раннего развития сейчас существует немало, и родители просто не знают, какую из них выбрать. Прислушайтесь к своей интуиции, ведь очень важно, чтобы занятия были одинаково интересны как вам, так и малышу. Маленькие дети очень тонко чувствуют настроение взрослых, и, если они поймут, что маме эти занятия нравятся, она "учит" и "учится" с удовольствием.
Но только не стоит слишком часто менять методики. Детям свойственна некая консервативность, они достаточно долго к чему-то привыкают и им нелегко отказываться от привычных вещей, на привыкание и адаптацию также потребуется какое-то время, чтобы ребенок понял, что от него хотят. И, даже если малышу первое время что-то не нравится, и у него что-то не получается, не нужно расстраиваться и ставить крест на центре раннего развития и всем раннем развитии в целом. Отложите занятия и попробуйте вернуться к ним позже, вполне может быть, что через месяц-другой малыш начнет заниматься с большим желанием.
В первый год жизни у ребенка на первый план выходит эмоциональная связь с мамой, огромную роль играет обстановка в доме и в семье, и отношения родителей друг к другу. Кроме норм физического развития малыша, то есть сроков, когда он начал ползать, вставать на ножки и ходить, существуют еще нормы эмоционального развития, по которым в определенное время ребенок должен реагировать на появление мамы и на ее голос, оживляться при виде знакомых людей и "любимых" игрушек и так далее.
Читайте также: Ищу друзей моему ребенку
Также в первый год жизни очень важно развитие мелкой и крупной моторики. Двигательную активность или крупную моторику обычно развивают при помощи массажа, занятий в бассейне или в ванне, специальной гимнастики. Помочь в развитии мелкой моторики могут различные игры для грудничков, которые помогают развивать нервные окончания на кончиках пальцев, а они, по словам специалистов, напрямую связаны с развитием интеллектуальных способностей.
К примеру, можно вместе с малышом перебирать и сортировать мелкую крупу, пришивать к ткани пуговицы, рисовать специальными пальчиковыми красками. Для развития тактильных ощущений можно пробовать "на ощупь" игрушки из различных материалов и так далее.
Чтобы развивать речь малыша нужно в первую очередь чаще разговаривать с ним, и не важно, что он еще не может участвовать в полноценном диалоге. Можно читать ему стихи и сказки, петь песенки. Причем общаться с малышом нужно более эмоционально, чем со взрослым человеком, стараться проговаривать все фразы. Игрушки лучше выбирать крупные и ярких расцветок, и их не должно быть очень много, чтобы малыш учился использовать одну игрушку для различных игр, и, таким образом, развивал воображение. Если он решит "попробовать на зуб" свои игрушки — не стоит ругаться, нужно просто объяснить малышу, что игрушка не съедобна, ее не едят.
О различных подвесных игрушках для кроватки и коляски существует много различных мнений, и родители часто опасаются, что они могут повредить зрению малыша. Чтобы этого не случилось, нужно располагать игрушки на различном расстоянии от глаз ребенка, чтобы он не смотрел все время в одну точку, и, естественно впереди, а не за головой малыша, чтобы ему не пришлось изгибаться, изворачиваться и смотреть назад и вверх. А вообще подвесные игрушки хорошо развивают внимание и хватательный рефлекс, ведь ребенку обязательно захочется дотянуться до них и схватить.
Книги также лучше покупать специальные, адаптированные именно для детей до года — из толстого картона, полиэтилена, резины или мягких тканей, с большими яркими картинками. Также покупка — это лишний стимул с младеньчества научить ребенка бережно относиться к книгам, ведь если их рвать и жевать — их уже невозможно будет прочесть.
В возрасте от года до трех лет малыш уже начинает активно осваивать окружающее пространство, может сам добраться до окружающих его предметов. Мамы, естественно, стараются в первую очередь уберечь таких детей от различных опасностей, но действовать нужно аккуратно и разумно, дабы не погубить на корню исследовательский интерес.
Малышу, который очень хочет куда-то добраться, довольно сложно объяснить, что делать этого не стоит. Скорее всего, как только вы отвернетесь, он снова попробует это сделать. Гораздо безопаснее будет дать ему попробовать сделать это под вашим присмотром, может быть даже упасть, а вы его поддержите, и только когда малыш сам "набьет шишек" он поймет, что долезть туда, куда он хочет не так то просто, и родительский запрет имеет под собой основания.
В этом возрасте дети еще предпочитают предметные игры, сверстники их интересуют мало. Как правило, к этому возрасту родители начинают водить детей в разные развивающие центры, и здесь главное, чтобы малышу там нравилось и он не переутомлялся. Даже если занятие еще не закончилось, а малыш уже капризничает, и вы видите, что он устал — лучше закончить на сегодня, чтобы не вызвать негативной реакции в дальнейшем. Еще один плюс таких центров, что на совместных занятиях там обучают не только детей, но и родителей, показывая им, как нужно "развивать" детей определенного возраста.
Читайте также: Причины парадоксального бесплодия
Еще одна особенность этого возраста — интерес к природным материалам и поделкам из них; предложите малышу игру с веточками, листиками, переливанием воды из одной емкости в другую, либо постройте вместе замок из песка. Он будет в восторге! Кроме того, детям до трех лет просто необходимы совместные с мамой занятия, чтобы они видели, что ей тоже интересно, то что они делают.
В три года ребенок уже сам начинает понимать, что он многому научился. И именно в этот год, который считают "кризисным", родителям нужно поддерживать стремление ребенка делать все самостоятельно. И, даже если хочется сделать все за него — быстро и правильно — не стоит, вы рискуете вырастить инфантильного ребенка.
В этом возрасте дети уже "примеряют" на себя взрослые роли — играют в дочки-матери, пожарных, врачей. Это нужно обязательно поддерживать. Также малыш может начать драться и отстаивать собственные интересы, не стоит бурно реагировать, просто он привык, что все вокруг принадлежит именно ему — родители, игрушки. Лучше не нервничая объяснить, что другому ребенку тоже может быть больно, и он тоже имеет право на свои игрушки. Хотя подчас объяснить это очень сложно, и дети понимают чужую боль только тогда, когда уже "получили сдачи".
Нередко трехлетки начинают ломать свои игрушки; если они делают это агрессивно — это повод задуматься, на что ребенок так реагирует.
Что касается детского сада, именно с трех лет лучше начинать его посещать, когда ребенок уже готов не надолго расставаться с мамой и уже может самостоятельно себя обслуживать: одеваться, есть, ходить в туалет. И последнее, не стоит думать, что ребенок всему научится сам и его развитие произойдет как-то само-собой. Наблюдайте за своим малышом, общайтесь с ним, интересуйтесь его мнением. И ни в коем случае не сравнивайте своего малыша с другими, он — уникален!
Наталья Пушина