Оттащите ребенка от телевизора
По данным независимых исследований, российские дети в среднем проводят у телеэкранов 2 часа 24 минуты каждый день. При этом 21% детей младше пяти лет смотрят те же программы, что и мама с папой (и это далеко не специальные познавательные программы). 64% родителей разрешают дошкольникам начинать утро с телевизора, а 40% оказались вообще не в курсе, что именно смотрят их чада. С точки зрения специалистов, ситуация пугающая.
Но почему психологи из разных стран настаивают, что детям вредно смотреть телевизор? Ведь они растут в век технологий, когда современные и безопасные для глаз экраны есть практически в каждом доме. Мультфильмы, передачи для малышей, познавательные программы, реклама, под которую удается накормить непосед и приверед - как без них?
Ученые объясняют: вред от телевизора далеко не исчерпывается проблемами со зрением. Остальные «побочные эффекты» куда серьезнее и хуже.
Сколько можно?
Даже известная широтой взглядов Американская Академия Педиатрии категорически запрещает какие-либо контакты с телевидением детям до года, а до окончания подросткового возраста рекомендует ограничиваться максимум одним часом в день. Ранние телесеансы признаны вредными для психики, а присутствие телевизора в детской исключается.
Российские врачи советуют не приобщать к телевизору как минимум до двух, а лучше до трех лет. Безопасное время просмотра для дошкольника - не более 20 минут в день, школьникам - не более 40, подросткам - час.
Читайте также: 3D технологии опасны для детской психики
При этом родители должны тщательно отбирать материал для просмотра, а не только засекать время. До 7-8 лет исключаются новости, до 13-14 - фильмы ужасов, боевики, передачи и фильмы с эротическим уклоном. Допустимы проверенные и соответствующие вашим представлениям о прекрасном и нравственном мультфильмы и семейные фильмы, идеальны обучающие передачи. И обязателен совместный просмотр с вашими комментариями и последующим обсуждением, иначе развивающая роль даже самых умных сюжетов сведется практически к нулю.
Почему так строго?
Ученые из разных стран проводят независимые исследования и убеждаются, что телевизор негативно влияет на детей. Немецкий педиатр Петер более 17 лет изучал рисунки дошкольников и обнаружил закономерность: чем больше времени они проводят перед экраном, тем менее выразительны рисунки, меньше на них деталей.
В Новой Зеландии ученые наблюдали людей в течение 30 лет и сделали открытие - чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом возрасте. Подтвердились и предположения о том, что телевизор провоцирует гиперактивность - подростки, тратившие на телепередачи по три часа в день, испытывали заметные трудности со сном, независимо от остальных факторов, становились агрессивнее. Либо наоборот - демонстрировали снижение концентрации, проблемы с общением. Даже аутизм может быть спровоцирован интенсивным просмотров телевизора - это выяснили психологи из Корнельского университета.
В Бристольском Университете пришли к выводу, что два часа перед экраном телевизора или компьютера приводит к психологическим проблемам потому, что не компенсируется даже физической активностью в другое время.
Читайте также: Почему детям так дороги старые игрушки?
Не зря назвали «зомбоящиком»
Ребенок не способен критически воспринимать информацию, транслируемую с экрана. Дошкольник вообще до конца не отделяет сказку от реальности, не способен анализировать ситуации, соотносить действия персонажей и настоящую жизнь. Яркие картинки, быстрое мелькание кадров, смена ракурсов, громкие звуки - это вводит малыша в состояние, близкое к трансу, практически зомбирует. Именно благодаря эффекту транса детей так легко накормить под рекламу - этот способ опробовали многие родители, не желая задумываться о том, что вырабатывают плохую привычку есть у телевизора. Во время просмотра мозг занят восприятием информации, он опаздывает передать сигнал о насыщении, тело же расслаблено и пищеварение замедленно. Вот почему «под фильм» и дети, и взрослые, едят больше, чем требуется, но не ощущают сытости - верный путь к лишнему весу и расстройствам желудка.
Еще один момент «зомбирования» - навык выбора. По мнению психологов, ребенок, постоянно сидевший у телевизора, испытывает проблемы с собственным выбором, принятием решений: ведь в мультфильмах и фильмах все идет по сценарию, остается лишь выбрать подходящую модель поведения и повторить в жизни. Гарантировать, что выбрана будет достойная модель, не может никто. К симпатичным героям дети и особенно подростки относятся некритично - даже их негативные поступки оценивая как нормальные, правильные.
Многие учителя сразу определяют «теледетей» по слабо развитой речи, неумению создавать образы, рассуждать о ситуациях и людях, а также по нелюбви к чтению... Поскольку на экране преобладают визуальные эффекты, книги становятся слишком сложны для восприятия и попадают в категорию «неинтересно».
Елена Чиркова