В чем польза детских страшилок?
Сказки — вещь довольно страшная. Мертвая царевна впала в кому, Красную шапочку съел волк, а Баба-яга совала Иванушку в печь. Стоит ли читать детям такие страшные сказки, а позже — разрешать подросткам смотреть ужастики? Психологи утверждают, что "немножко побояться" — нормальная потребность ребенка. Страшные истории даже могут принести пользу.
Почему же страшные сказки читать можно и нужно? Аргументы за:
Восприятие взрослых и детей отличается. Большинство из нас в детстве совершенно нормально воспринимали, к примеру, произведения Чуковского или народные сказки. Сейчас от кровавых подробностей вспарывания живота волку или отрубания головы крокодилу по коже бегут мурашки. Как ни странно, дети в чем-то бесстрашнее взрослых. Дело в том, что большинство из них, к счастью, не представляют, что такое вспоротый живот или голова, отделенная от тела. Эти слова для них — просто слова. И жестокую расправу над отрицательными героями они воспринимают просто как торжество справедливости.
Читайте также: Простые способы сделать из первоклашек отличников
Дети любят бояться. Страшные сказки про "черную-черную руку" или "зеленые глаза" — чисто детское "народное" творчество. Так что даже если спрятать от ребенка все страшные сказки про Бабу-ягу и фильмы-ужастики, он все равно найдет способ испугаться. Получается, что дети любят бояться? Психологи подтверждают: пощекотать нервы — самая настоящая потребность. Причем не только из развлечения. Об этом — два следующих пункта.
Истории позволяют говорить о по-настоящему страшных вещах метафорически. Вы никогда не задумывались, почему в сказках так много мачех и мало настоящих матерей? Дело не только в высокой смертности рожениц и не в произволе вторых жен над старшими детьми. Просто сказка позволяет ребенку метафорами говорить о том, о чем напрямую он еще сказать не может. К примеру, о том, что мама не всегда бывает хорошей. Это и есть мачеха — образ плохой, жестокой матери. Сказать маме напрямую "я сержусь на тебя" для малыша практически непосильная задача, родители имеют над ним слишком большую власть. А расправа падчерицы над мачехой позволяет им выпустить гнев в допустимой форме.
Читайте также: Как утихомирить неугомонного сорванца?
Страшные сказки учат. К тому же, страшные сказки часто дидактичны. Зло наказано, честность и добро торжествуют, а маленькие мальчики и девочки поняли, что не следует в одиночестве ходить гулять в лес (или в Африку). Для детей подросткового возраста примером того, как вести себя не следует, могут стать фильмы-ужастики. Они, пусть и преувеличенно, но вполне доходчиво доносят, что не стоит ходить на свидания с малознакомыми парнями или девушками, открывать дверь посторонним, заходить в темные подвалы и пользоваться включенным феном в ванной. Словом, испугаться можно и с пользой.
Аргументов против страшных историй, впрочем, тоже немало. Скорее это даже не доводы против "ужастиков" в целом, а важные замечания о том, в каких случаях они могут нанести реальный вред.
Не по возрасту. Конечно, самое плохое в страшной истории — если она рассказана или прочитана ребенку не того возраста. Истории про мальчиков и девочек, брошенных родителями в лесу, слишком страшны для трехлетнего малыша: он еще не отличает сказку от были и может действительно поверить, что родители способны бросить детей в чащобе. А ученику первого-второго класса, пожалуй, еще не стоит смотреть "Пилу" или "Кошмар на улице Вязов" — его психика не готова к столь подробной визуализации ужаса и насилия. Страшилки "не по возрасту" действительно могут привести к появлению страхов, ночных кошмаров и прочих невротических последствий. Если такое случилось, стоит обязательно поговорить с ребенком и убедить его, что все увиденное или услышанное — выдумка.
Истории без обсуждения. Вообще, страшные истории могут принести пользу только тогда, когда родитель обсуждает их с ребенком. Иначе они принесут один лишь вред. Почему Иванушка превратился в козленочка? Потому что не слушал старшую сестру и пил явно не слишком чистую воду. Почему стрекоза из басни Крылова замерзла насмерть? Потому что была легкомысленной и не построила себе убежища на зиму, при этом понадеявшись на чужую помощь "за так". Следует обязательно помнить о том, что все страшные истории в иносказательной форме затрагивают темы, на которые трудно и не принято говорить вслух с детьми: одиночество, потеря близких, страх смерти. Эти вопросы, как ни странно, начинают волновать детей уже в 5-7 лет, а порой и раньше. С одной стороны, не стоит замалчивать их. С другой стороны, прочесть или рассказать страшную сказку без каких-либо комментариев — значит оставить "страшную тему" открытой, но незавершенной.
Читайте также: За "правилами игры" в семье следит младенец
Сверхчувствительные дети. Есть совершено непугливые и бодрые дети, а есть, напротив, тонко чувствующие и робкие. Что для одних будет нормальной сказкой, для других — уже "ужастик". Если ребенок плачет над историей про муравья, которого могли не пустить в муравейник после захода солнца, то читать ему про то, как Баба-яга сажала детей на лопате в печь, следует с осторожностью. Не нужно "закалять" ребенка страшными историями, если вам кажется, что он чересчур плаксив и робок — скорее всего, это даст обратный результат. И если малыш просит вас остановиться и не читать дальше, потому что ему слишком страшно, обязательно выполните его просьбу.
Лада Степанова