Младенцы изначально знают, как устроен мир
Дети рождаются на свет уже с определенным набором базовых знаний о мире. Поэтому, сталкиваясь с ситуациями, которые нарушают известные им мировые законы, они пытаются исследовать их экспериментальным путем. Об этом сказано в научной статье, опубликованной группой психологов из Университета Джонса Хопкинса (США) в издании Science.
Экспериментаторы в подгузниках
К участию в исследовании психологи привлекли младенцев, которым на момент эксперимента исполнилось 11 месяцев. Им демонстрировали различные игрушки и показывали, как те "функционируют". Например, как брошенный в стенку мячик отскакивает от нее и как игрушечная машинка падает с коробки. На следующем этапе экспериментаторы применили трюки, благодаря которым мячик стал "проходить" сквозь стенку, а машинка - летать по воздуху.
Если в первом случае дети не слишком заинтересовались происходящим, то во втором то, что происходило с мячиком и машинкой, вызвало у них явный интерес. Когда им позволили играть с этими предметами самим, они принялись экспериментировать, пытаясь повторить то, что видели перед этим: так, они били мячиком об стол, желая проверить, пройдет ли он сквозь столешницу, и бросали машинку с высоты, чтобы посмотреть, полетит ли она...
Было ясно, что искусственно созданная ситуация не является для них нормой. Малыши прекрасно понимали, что мяч не может просачиваться сквозь плотную поверхность, а машинка не может парить в воздухе без всякой поддержки... Это подтверждает гипотезу о том, что люди с самого рождения имеют объективное представление о мире. И уже на основе этих знаний они формируют пространную картину окружающей реальности.
"Опираясь на свои знания, младенцы ожидают от объектов определенного поведения, - прокомментировала ведущий автор исследования Лиза Файгенсон. - Когда их прогнозы не срабатывают, дети используют эту ситуацию для обучения".
Ученые использовали для эксперимента ребятишек, которым было около года, только потому, что в этом возрасте они уже обладали моторными навыками, необходимыми для манипуляций с мячиком и машинкой. Но, скорее всего, полученные результаты применимы и к более раннему возрасту, считают члены исследовательской группы.
Пробовать мир на вкус...
Споры о том, какие навыки являются врожденными, а какие приобретенными, ведутся уже давно.Только в процессе жизни мы узнаем, что те или иные объекты могут нести опасность для жизни и здоровья. К примеру, маленький ребенок может есть песок, снег, глотать мелкие предметы, игрушки... А вот палец детишки сосут еще в материнской утробе. Вероятно, это помогает малышам чувствовать себя спокойно и защищенно...
То есть "вредная привычка" изначально заложена в наших генах. Ведь, с точки зрения логики наших современников, этот навык вовсе не является полезным. Если человек тянет в рот руки или несъедобные предметы, он рискует подцепить инфекцию, подавиться, заполучить проблемы с желудком и проч. Но первобытные люди могли смотреть на это немного иначе. Так, не исключено, что наши отдаленные предки в буквальном смысле слова "пробовали мир на вкус". Это был один из способов познания окружающей реальности...
Нам рассказывают, чего нужно бояться
В журнале Current Directions in Psychological Science были опубликованы результаты любопытного психологического исследования. Ученые продемонстрировали группе детишек в возрасте от семи месяцев видеоролики с изображением различных зверей и насекомых. При этом изображения ядовитых животных, таких, как змеи, пауки и скорпионы, сопровождались комментариями, произнесенными со "страшной" интонацией. Однако никто из малышей не испугался. На картинки с опасными животными они отреагировали точно так же, как и на все остальные.
Зато когда психологи провели подобный опыт с группой трехлетних детей, при этом даже убрав звуковые комментарии, большинство ребятишек при появлении изображений ядовитых животных и насекомых проявило признаки страха. При этом опрос показал, что никто из детей никогда не сталкивался с этими животными и не наблюдал, как они причиняли вред кому-либо другому...
С детства нам показывают картинки, читают сказки, из которых мы усваиваем, что змея может укусить, а волк - съесть; рассказывают, что ножом можно порезаться, огнем обжечься, в воде утонуть; что, если сунуть палец в электрическую розетку, может больно ударить током, незнакомый человек может сделать нам что-то плохое... В результате у нас складывается картина окружающего мира, аналогичная родительской.
То есть мы боимся тех же вещей, что и наши родители или воспитатели, даже если мы сами никогда не сталкивались с подобным. И это нормально, так как без знаний о мире мы не сможем адекватно реагировать на некоторые ситуации...
Читайте также:
Индиго среди нас... может быть ты один из них?
Дети, которые помнят прошлые жизни
Люди-загадки: самовозгорающиеся дети
Дети помнят, кем они были в другой жизни
Дарья Любимская