Развиваем память ребенка
Что такое память, когда она появляется? С первого дня жизни, еще раньше? Ученые доказали, что воспринимать и даже запоминать и узнавать полученную информацию мы можем еще находясь в утробе матери начиная с 24 недели, а вот обрабатывать ее мы учимся всю оставшуюся жизнь. Как помочь своему ребенку развить память и научится размышлять, делая выводы.
Человеческий мозг - уникален по своей природе, в нем заложен огромный потенциал, который мы используем в течение жизни, так и не сумев открыть все грани предоставленных нам возможностей. Еще в утробе матери наша память развивается благодаря слуховым стимулам. Мы запоминаем голос мамы, биение ее сердца, музыку которую она слушает - все это ребенок узнает сразу после своего рождения.
Учеными был поставлен эксперимент: малышам после рождения давали слушать записи с двумя женскими голосами, один из которых был материнским, услышав знакомый тембр малыш начинал активней сосать грудь. Вкус и запах так же воспринимается еще в животе у мамы через амниотическую жидкость, которая заполняет полость рта и носа ребенка, формирую вкусовые предпочтения как у мамы.
И только после рождения в дело вступают все пять чувств, и мир открывается перед малышом во всем буйстве цветов, звуков, запахов и ощущений. Но так уж сложилось, что до трех лет работает только правое полушарие - накопительное. Мы все запоминает на уровне ощущений, эмоций и личного жизненного опыта. Поэтому мало кто может вспомнить события, произошедшие с ним в самом раннем детстве, лишь какие-то расплывчатые «ощущения».
Но все это не значит, что не нужно в этот период развивать память ребенка, наоборот, это самое время для создания «базы». А именно развитие навыков внимательности, наблюдательности и пытливости ума. Малыши являются для себя первооткрывателями мира, а родители это проводники, которые должны подсказывать, направлять и учить.
Есть много нетрудных игр и приемов, которые помогают родителям стимулировать развитие памяти и мышления у ребенка, не утруждая при этом ни себя, ни малыша, а просто приятно проводя время.
В самые первые игры на развитие памяти мы начинаем играть с ребенком практически с рождения. Это всем хорошо известная игра в «ку-ку» или прятки. Мама закрывает лицо руками (а у ребенка в голове сохраняется ее зрительный образ) спрашивает «Где мама?», а потом открывает лицо со словами «ку-ку» или «вот она - мама!», малыш радуется, что образ мамы «в голове» совпадает с увиденным.
Начиная с 10-11 месяцев можно предложить малышу игру «Найди игрушку». Взрослый прячет игрушку под одну из двух пеленок лежащих перед ребенком, так что бы малыш все видел. Юный исследователь начнет изучать их, как бы стараясь вспомнить, под какой пеленкой игрушка? Наконец он делает «выбор» и сдергивает пеленку, обрадовавшись, что не ошибся. Повторите несколько раз игру, пряча предмет всегда под одну и ту же пеленку.
Когда полученный опыт «запомнился», то предмет прячут под другую пеленку, так же под наблюдением малыша. Даже не смотря на то, что ваш карапуз все прекрасно видел, ему все равно потребуется время на размышление и новые поиски. Он может даже проверить для начала первое место сокрытия игрушки. Так происходит потому, что именно этот вариант уже зафиксирован в его памяти. С каждым разом игру можно модернизировать, например, прятать игрушки без наблюдения малыша, ребенок начнет узнавать нахождение игрушки по бугорку на пеленке.
Для детей старше двух лет подойдет игра «Что пропало?». Перед ребенком выкладываются несколько игрушек или предметов, потом малыш отворачивается и один предмет прячется или перемещается на другое место. В зависимости от способностей ребенка он может назвать или показать предмет, которого не стало. Эта игра может выглядеть и другим образом.
Ребенку надо запомнить порядок положения игрушек, а после того, как взрослый за занавеской поменяет этот порядок, вернуть все на прежние места. Возможен и обратный вариант, когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за занавеской.
Вариации игр для памяти могут быть любыми, все зависит лишь от воображения взрослого, главное что бы «занятия» были интересны самому карапузу. Ведь эмоциональность игры позволяет ребенку все запомнить благодаря непроизвольной памяти, когда мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас.
Память развивается вместе с речевыми функциями, так что всегда давайте малышу возможность высказаться и рассказать что-то важное для него, не поправляя и перебивая, а лишь задавая наводящие вопросы, когда ребенок закончил монолог. Чаще рассказывайте малышу о том, что уже произошло и о планах на будущее, это поможет развить у него понятия временных рамок. Всегда обсуждайте прочитанные книги и просмотренные мультфильмы, пусть ребенок выскажет свое мнение.
Стихи, песенки и считалочки не только тренируют речевой аппарат малыша, но и очень благотворно влияют на способность запоминать. Так же очень важно при занятиях с ребенком стимулировать все пять чувств, а не только какое-то одно, это в несколько раз усилит эффект запоминания.
Мария Осокина