Когда и как учить ребенка читать?
Времена, когда детей учили читать в школе, кажется, ушли навсегда, теперь большинство родителей заучивает буквы с дошкольниками, а некоторые начинают образование практически с рождения. Помимо классического букваря, появился целый ряд методик - и кубики Зайцева, и карточки Домана, и совсем фантастическая техника Тюленева - на любой вкус. Вопрос один - с какого возраста стоит начать заниматься с ребенком?
Классическая психология не разделяет родительского энтузиазма относительно раннего обучения чтению. Специалисты перечисляют целый ряд «против», и это преимущественно социальные доводы.
Детям, которые в младенчестве и дошкольном возрасте вместо игр и игрушек занимались карточками и кубиками, намного сложнее общаться с ровесниками и педагогами - и вовсе не потому, что они гениальны. Напротив, статистика насчитывает немало случаев задержки развития, и речевого, и интеллектуального у тех, кто начал складывать буквы в слова до четырех-шести лет.
Комментирует психолог Алина Федорова: «Народная поговорка «у ребенка должно быть детство» в данном случае идеальна. Для того, чтобы не пропускать ни один из этапов формирования, все из которых равно важны и незаменимы, не следует изобретать велосипед и пытаться побить рекорды.
Пусть правы сторонники новых методик, уверяющие, что гораздо проще обучать чтению трехлетнего, нежели шестилетнего, годовалого, нежели трехлетнего и даже шестимесячного, нежели годовалого. Пусть они будут правы, но проще не всегда значит лучше. Автор методики МИР (максимально раннего развития) Тюленев считает, что надо с рождения показывать малышу карточки с буквами, ограждая его от всех прочих впечатлений, в том числе от игрушек. Результаты обучения пока никому не известны, а вот психологические последствия печальны.
Чем хорош классический букварь, проверенный годами? Тем, что ребенок учится идти от малого к большому. Звуки соединяются в слоги, слоги в слова, это целое открытие, как происходит процесс соединения, не стоит лишать малыша возможности самому сделать это открытие. Особенно, если ребенок правша, то есть у него доминирует левое, аналитическое полушарие. Левшам заниматься по букварю труднее».
На старт
Специалисты выделяют признаки, свидетельствующие о том, что ребенок готов научиться читать - большинство детей обладает всеми этими навыками к пяти годам:
-
умение говорить развернутыми предложениями, способность пересказать любимые сказки и рассказы, богатый словарный запас, знание наизусть нескольких стихов и песен;
-
активный интерес к книге, желание самостоятельно рассматривать книги, желание, чтобы взрослые читали книги, имитация чтения любимых книг вслух, попытки делать собственные книги из альбома или тетради, интерес к буквам, к их названиям, просьбы научить читать, попытки найти знакомые буквы на вывесках или в книгах, попытки их соединить, посчитать;
-
отсутствие логопедических проблем, умение четко различать на слух звуки в похожих словах, например «жили» или «шили», умение правильно и разборчиво произвести все буквы, способность разделить звуки в слове, подобрать слово, начинающееся на ту же букву, то и заданное или окончивающееся на ту же букву, выделить общий звук в нескольких словах;
-
бережное отношение к книгам, уважение к ним, желание иметь свои книги, наличие сформированного «ритуала» совместного чтения;
-
умение различать «лево» и «право», ориентироваться в пространстве.
Самые известные альтернативные методы
Карточки Глена Домана
Карточки Домана рекомендуется показывать детям, начиная с двух-трехмесячного возраста по 5-10 минут в день, постепенно увеличивая время занятия. На карточках написаны слова и предложения, которые взрослый должен четко произносить. Размер букв и карточек, последовательность показа, объем информации - все до мелочей фиксировано в методике. Можно купить готовые наборы карточек, можно изготовить самостоятельно.
Минусы очевидны - во-первых, дети быстро теряют к занятиям интерес, во-вторых, запоминается только именительный падеж единственного числа, окончания «теряются».
Кубики Зайцева
Методика Зайцева включает в себя кубики со слогами, таблицы-плакаты и аудиокассеты. Можно купить готовые комплекты, а можно «полуфабрикаты», которые еще придется склеивать, заполнять разными игровыми начинками - звенелками и шуршалками. Как способ обучения больше подходит для левшей и детей с различными нарушениями в эмоциональной сфере, в том числе для детей с аутизмом.
Минусы в том, что дети, которых учили читать по кубикам Зайцева, плохо осваивают состав слова, «теряют» окончания и могут получить трудности с правописанием.
Олег Чагин: Дети должны учиться стоя, а не сидя