Я ненавидела свою беременность
29-летняя Сюзанна была на 33-й неделе беременности, когда она, наконец, рассказала мужу о своих мрачных мыслях. "Я ненавидела свою беременность, - признается девушка. - Настолько сильно, что хотела вырезать свой живот". Муж заявил, что во всем виноваты гормоны, однако Сюзанна знала: дело совершенно не в этом.
"Когда я была беременна нашим первым ребенком, такого не было, - вспоминает Сюзанна. - Я решила, что все мои мысли - из-за того, что я опечалена недавней смертью близкого друга семьи. Я все ждала, когда мой негатив рассеется, но эти чувства стали только сильнее".
Материнству все возрасту покорны?
Грусть из-за смерти друга переросла в чувство, будто она не имеет никакой связи с ребенком. Отношения Сюзанны с ее неродившимся малышом можно было охарактеризовать одним словом: паника. Когда ребенок толкался в ее животе, девушка чувствовала злость.
Однако признаться кому-либо в своих чувствах ей было стыдно: "Мне не из-за чего было грустить. У меня прекрасный муж и интересная жизнь! Но когда я кому-либо говорила, что не могу встать по утрам с постели, все недоумевали - в чем причина?"
Причиной была депрессия. Диагноз Сюзанне поставили только спустя месяц после того, как она родила. Болезнь к тому моменту стала крайне серьезной. "Я знала о послеродовой депрессии, - говорит Сюзанна, - но я никогда не слышала о депрессии во время беременности. Это противоречило всему, что я знала". Беременность называют самым счастливым периодом в жизни женщины, но именно ожидание ребенка в сочетании с усталостью, мрачными мыслями, слезливостью и чувством безнадежности заставило Сюзанну считать себя виноватой.
"Согласно общепринятому мнению, если вы не испытываете абсолютного счастья во время беременности, то вы - страшный человек, который не хочет своего ребенка, - объясняет доктор Гейл Робинсон, профессор психиатрии из Торонто. - В результате женщины ото всех скрывают свою депрессию, и им становится все хуже и хуже".
Легенды и мифы о детском развитии
Депрессией страдает каждая пятая женщина в тот или иной период своей жизни. Специалисты американского Национального института психического здоровья говорят, что диагностировать депрессию у беременной женщины сложно, поскольку симптомы очень похожи - частая смена настроения, раздражительность, вялость, приступы бессонницы и плач без видимой причины. Тяжелые времена бывают у каждого, однако если вышеописанные симптомы продолжаются больше двух недель, это уже не просто причуды беременной, а сигнал об опасности.
Сегодняшние беременные едва ли не через одну страдают депрессией. "Раньше беременность считалась практически медовым месяцем - мол, радость от предстоящего рождения ребенка в сочетании с выбросом эстрогенов защитит женщину от всех неприятностей, - говорит доктор Шейла Маркус, глава программы по охране психического здоровья женщин в мичиганском университете. - Теперь мы знаем, что это далеко не так".
В сентябре 2009 года Американский колледж акушеров и гинекологов провел исследование совместно с Американской психиатрической ассоциацией, по итогам которого оказалось, что 23 процента беременных страдают от депрессии, а 13 процентов вынуждены справляться со своим состоянием при помощи медикаментов. Еще десять лет назад женщин, прибегавших к помощи лекарств, насчитывалось в два раза меньше.
Если депрессию не лечить, то после родов она обрушится на женщину с новой силой. Для многих молодых мам послеродовая депрессия становится естественным продолжением депрессии во время беременности.
Именно это и случилось с Сюзанной: "Через два месяца после родов у меня случился срыв. Я плакала и без конца повторяла мужу: "Я так больше не могу!". Я чувствовала пустоту, и это заставило меня чувствовать себя еще более виноватой перед своим ребенком". В тот же день Сюзанне диагностировали послеродовую депрессию и прописали ей велбутрин - препарат, действующий на те участки мозга, которые контролируют уровень дофамина, гормона удовольствия, в крови.
Сюзанна - типичная представительница беременных депрессующих дам. Только 20 процентов девушек, оказавшихся в такой же ситуации, обращаются к врачам. Остальным стыдно. "Ты чувствуешь себя чудовищем - все ждешь, что материнский инстинкт победит, а когда этого не происходит, становится еще хуже", - рассказывает Сюзанна.
Если одни стесняются идти к врачу, то другие отказываются лечиться, считая, что таблетки нанесут вред малышу. "Женщины часто думают, что сделают лучше ребенку, если не будут лечиться, - замечает доктор Хили Смит, психиатр репродуктивного центра на Манхэттене. - Однако, если больна мать, то и ребенок будет страдать. Пребывание в депрессии во время беременности может причинить серьезный вред плоду.
Если женщина отказывается от еды, то и ребенок родится с недостаточной массой. Некоторые беременные глушат свои переживания алкоголем. Кроме того, когда организм находится в стрессовом режиме, кровь от плаценты приливает к мозгу и конечностям, словно командуя: беги! Это хорошо, если вы вдруг повстречались с тигром, но плохо, если вы хотите родить здорового ребенка".
Специалисты знают, как лечить депрессию у дам, находящихся в интересном положении. Упор они советуют делать на нефармакологические методы - такие, как когнитивно-поведенческая терапия, правильный режим сна и хорошее окружение. Правда, женщинам с тяжелой формой депрессии этих методов не хватает.
"Я хотела сделать все возможное, чтобы мой ребенок родился здоровым, - говорит 33-летняя Элиза. До беременности она принимала антидепрессанты, но решила отказаться от таблеток, когда они с мужем захотели завести ребенка. - В результате тревога стала еще сильнее. Я чувствовала себя совершенно разбитой, поскольку не могла справляться со своей работой, а мои отношения оказались под угрозой, как и беременность". Элизе пришлось снова вернуться к медикаментозному лечению - врач назначил ей антидепрессанты, предложив самую маленькую дозировку.
Что ни в коем случае нельзя говорить беременным
Ровесница Элизы, Кристи, также перестала принимать препараты во время беременности. Кристи не знала, что резкий отказ от таблеток чреват тяжелым рецидивом, однако вскоре столкнулась с этим: "Из полной сил будущей мамы я превратилась в существо, которое даже не может подняться с кровати.
Я позвонила на работу и сказала, что не приду, а сама весь день провалялась в постели, заставив себя встать только перед приходом мужа, чтобы он ни о чем не догадался. Однако через некоторое время мне стало так плохо, что я уже не могла отвести свою двухлетнюю дочь в садик, потому что боялась остаться дома одна. Впервые в жизни я задумалась о суициде, и мне нужен был кто-то, кто отвлек бы меня от этих мыслей".
Кристи нашла в себе силы рассказать своему мужу о том, что с ней проходит. На следующий день супруги отправились к психиатру, который уговорил женщину начать принимать золофт. "Я решила, что выгоды от приема этого препарата перевешивает все риски, - объясняет свое решение Кристи. - Я не хотела, чтобы мое состояние ухудшалось и надеялась, что все вернется на свое место, прежде чем на меня накатит послеродовая депрессия".
Некоторое время спустя Кристи родила совершенно здоровую дочь Лайлу. Сюзанна вышла из послеродовой депрессии только когда ее дочери исполнилось девять месяцев, а Элиза, родив дочку, продолжила принимать антидепрессанты. "Главный вопрос, который должны задать себе будущие мамы - это не "Должна ли я принимать лекарства, будучи беременной?", а "Должна ли я оставаться больной или мне нужно быть здоровой?", - резюмирует Гейл Робинсон.
Наталья Синица