Дети дают оценку компетентности взрослых
Если нам нужна какая-то информация или услуги, то мы обычно обращаемся к человеку, который в этом компетентен. Психологи из Корнеллского университета (США) доказали, что умение давать оценку компетентности того или иного человека развивается еще в раннем детстве. К такому выводу они пришли после серии экспериментов с детьми трех-четырех лет.
Ребятишкам демонстрировали два видеоролика, которые рассказывали о двух сломанных куклах. Но при этом в одном из роликов фигурировал персонаж, знавший кукол по именам, но не способный их отремонтировать, а в другом — персонаж, который не знал, как зовут кукол, но мог их исправить. После этого испытуемым задавали вопрос, к кому из двух персонажей они обратятся, если захотят узнать имя куклы, и к кому — если они захотят отремонтировать сломанную куклу. Практически все дети четко ответили на вопросы, не путая спеца по кукольным именам с кукольным мастером.
В следующей серии двое мастеров объясняли причину поломки кукол. Но одному из них удавалось ее устранить, а у второго ничего не выходило. Кроме того, оба говорили о том, что знают новые слова, которым могут научить детей, не имевшие никакого отношения к кукольной теме.
Оказалось, что если речь шла о кукле, то дети внимательнее слушали того, кому удавалось ее отремонтировать. Но если речь шла о словах, то они не видели никакой разницы между двумя персонажами.
Еще одно интересное исследование, касающееся детей, провела группа американских ученых во главе с Видад Заман из университета центральной Флориды. Они выяснили, что дети лучше усваивают истории, которые рассказывают им перед сном матери, чем истории, рассказанные отцами.
Более ранние исследования показали, что сказки и истории, которые рассказывают детям родители, ускоряют эмоциональное развитие ребенка, помогают ему интерпретировать свой жизненный опыт, а также логически разграничивать прошлое, настоящее и будущее.
Видад Заман и ее коллеги отобрали 42 семейные пары с детьми в возрасте от четырех до пяти лет. Они попросили родителей напоминать ребенку различные ситуации из его жизни, связанные с эмоциональными переживаниями. Среди них обязательно должны были быть радостный и печальный моменты, а также две ссоры, в одну из которых были вовлечены родители, а в другую — сверстники ребенка. Родителей также просили вспомнить два случая, когда они участвовали в игре вместе с ребенком. Для того, чтобы устроить "сеанс" рассказа, отца и мать попросили по очереди заходить в комнату к ребенку.
Анализируя впоследствии записи бесед взрослых с детьми, исследователи обратили внимание на то, что матери лучше припоминали детали и включали в свои рассказы больше слов, связанных с описанием эмоций, вне зависимости от того, о чем именно шла речь в беседе. Это доказывало, что общение с матерями больше способствует формированию эмоциональной сферы детишек. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, так как женщины изначально более эмоциональны, чем мужчины.
А вот распространенная гипотеза о том, что родители якобы больше склонны рассказывать эмоциональные истории дочерям, чем сыновьям, не подтвердилась: по длительности беседы с мальчиками и девочками не различались.
Дарья Любимская