Так ли вредны нашим детям "стрелялки"
Убийство 27 человек в Коннектикуте положило начало ожесточенной дискуссии о доступности огнестрельного оружия и в очередной раз подняло вопрос о влиянии на детей видеоигр, связанных с насилием. По мнению ряда политиков и экспертов, именно они порождают в детях склонность к насилию. Однако психологи ставят под сомнение данное утверждение.
Тема видеоигр и насилия оказалась в центре внимания американцев в 2011 году, когда закон штата Калифорния о запрете продажи ряда игр несовершеннолетним геймерам оказался на рассмотрении Верховного суда США. Верховный суд счел закон неконституционным и нарушающим свободу слова. Судья Антонин Скалиа пояснил, что насилие в видеоиграх встречается так же часто, как и в самых популярных детских сказках, и что причинно-следственная связь между играми и ущербом для психики молодежи не доказана. Да и вообще, мол, это забота родителей — следить за тем, во что играют их дети.
"Родители, которых беспокоит этот вопрос, могут сами оценить опасность игр, которые их ребенок принес домой. Исполнять обязанности родителей в таком скромном деле вряд ли может всерьез интересовать власти штата", — добавил Скалиа.
Читайте также: Застенчивый ребенок: как ему помочь
Доктор Лора Дэвис, детский психиатр, пока не уверена в том, что над СМИ нужно установить жесткий контроль. Тем не менее, она согласна с тем, что в видеоиграх порой слишком много насилия и что это не может остаться без последствий. "Дисциплина и развитие ребенка во многом зависят от понимания им последствий, — поясняет Дэвис. — Видеоигры, такие как Grand Theft Auto, представляют последствия как вознаграждение. Ты убил проститутку и получил баллы — вот твоя награда".
В отличие от Скалиа, Дэвис считает, что между влиянием сказок и игр на детей существует четкое различие: "Чтение книги не оказывает на них такое же влияние, поскольку в игре насилие визуализировано, и они в нем участвуют, получая за это вознаграждение".
Исследований по этому вопросу хватает, но, что удивительно, ни одно из них до сих пор не ставило целью установить прямую связь между жестокими видеоиграми и насилием в реале. Возможно, по той причине, что не все исследователи считают видеоигры опасной забавой. Крис Фергюссон, заведующий кафедрой психологии и коммуникаций в Техасском международном университете, выступает за усиление контроля за оружием и подчеркивает важность доступности психиатрической помощи для населения, однако не верит в то, что жестокие видеоигры провоцируют насилие.
Читайте также: Чтение — лучшая защита от стресса
"Если мы серьезно настроены на сокращение насилия в нашем обществе, то видеоигры — не то направление, на котором нужно сосредоточиться. Увлечение видеоиграми — не объединяющий фактор среди общей массы убийц. Кто-то из них был геймером, кто-то — нет", — замечает Фергюссон. Дэвис со своим коллегой не согласна. Хотя она и признает, что исследования в этой области недостаточно убедительны, психиатр проводит различие между теми, кто умеет отличать реальность от виртуального мира, и теми, кто, как Адам Ланца, путается в них.
"Конкретных чисел нет. Поэтому причинно-следственную связь доказать невозможно, — констатирует Дэвис. — Но некоторые не могут отделить фантазии от истины. Они не могут понять, что люди, которым они нанесли вред, живут реальной жизнью и имеют реальные семьи".
В то же время Дэвис согласна с Фергюссоном и Скалиа в том, что родители и школа должны нести ответственность за то, чтобы вовремя отследить проблемы в поведении ребенка, прежде чем он устроит кровавую бойню: "Нужно больше внимания уделять психическому здоровью детей. Говорят, что у Ланца были проблемы и раньше, если вы видите, что ребенок живет в мире фантазий, эту проблему нужно решать. Я не уверена, что у этого вопроса есть четкое решение. Но родители, дети которых постоянно витают в облаках, должны ограничивать их в увлечении жестокими играми".
Наталья Синица