Гомогенные поля спальных районов разрушают психику горожан
Тысячи горожан живут в «спальных» районах со стандартными жилыми домами, школами, магазинами и не подозревают, что стали жертвами борьбы с «архитектурными излишествами», которая была частью «уравниловки» советских времен. Они живут в своих квартирах-клетках и ходят по улицам-коридорам, не подозревая, что их здоровью угрожают многочисленные «гомогенные» и «агрессивные» поля.
Помните завязку фильма «Ирония судьбы», где герой перепутал адрес, потому что в Москве и Ленинграде строили типовые дома? Тысячи горожан сегодня живут в «спальных» районах со стандартными жилыми домами, школами, магазинами. А между тем, доказано, что однотипная застройка оказывает негативное влияние и на зрение, и на организм человека в целом.
Проблема достаточно серьезна, и дело тут не только в вероятности возникновения путаницы, как было описано в знаменитом фильме, или в эстетической стороне вопроса. Не так давно возникло новое научное направление - видеоэкология. Она изучает взаимоотношения человека с окружающей его видимой средой.
А также: Метод семейных расстановок по Берту Хеллингеру
Один из родоначальников видеоэкологии, доктор биологических наук Василий Антонович Филин, объясняет эффекты воздействия этой среды особенностями механизма зрительного восприятия. Наш взгляд отнюдь не является неподвижным: глядя на что-либо, мы бессознательно совершаем быстрые движения глазами.
Зрению свойственно также фиксировать отдельные точки, детали. За острые углы и кривые линии, например, при переплетении ветвей в лесу глаз цепляется, в отличие от прямых линий и углов, которых много в городской обстановке.
Современные горожане стали жертвами борьбы с «архитектурными излишествами», которая была частью «уравниловки» советских времен. Они живут в своих квартирах-клетках и ходят по улицам-коридорам, не подозревая, что их здоровью угрожают многочисленные «гомогенные» и «агрессивные» поля.
«Гомогенные» поля представляют собой большие монолитные плоскости - голые стены, стеклянные, бетонные и асфальтовые покрытия, глухие заборы, ровные крыши зданий. На них не за что зацепиться глазу, поэтому тот начинает двигаться с большей амплитудой, пытаясь увеличить обзор.
Большое количество идентичных и рассредоточенных по поверхности с одинаковым интервалом элементов (окна в зданиях типовой застройки, прямоугольные и квадратные плитки и кирпичи, однотипный орнамент) создает «агрессивное» поле. Если в случае с «гомогенными» полями мозг получает недостаточное количество информации, то «агрессивная» среда дает, напротив, избыток информации, причем повторяющейся.
К тому же среди элементов одного порядка глазу трудно зафиксировать какой-то отдельный из них. Попробуйте-ка в течение длительного времени смотреть на сетку, состоящую из одинаковых квадратов, стену из плитки или строение с массой идентичных окон. Вскоре у вас зарябит в глазах, возможно, вы почувствуете утомление, заболит или закружится голова. «Агрессивные» поля резко отрицательно влияют на работу центральной нервной системы.
А также: Секс и брак: кто кого?
Особенно много таких полей - и «гомогенных», и «агрессивных» - в городских микрорайонах, строившихся до конца 80-х годов прошлого столетия. По статистике, именно в районах типовой застройки выше процент самоубийств, несчастных случаев и криминальных происшествий. Там чаще болеют, умирают. Да и те обитатели домов-коробок, у которых внешне все складывается благополучно, порой испытывают необъяснимый душевный дискомфорт, переживают депрессию.
Так, если посмотреть со стороны на Главное здание Московского государственного университета, особенно в том крыле, где располагается общежитие, то вы увидите стройные ряды окошечек-бойниц. А теперь можете ознакомиться с печальной статистикой - сколько студентов за эти годы выбросилось из окон здания...
«Работают» эти поля не только в архитектуре, но и в других сферах человеческой жизнедеятельности. Носителями дискомфорта могут быть и различные промышленные изделия. Допустив, надев нечто из ткани в полоску или в горошек, вы «надеваете» на себя сильнейшее «агрессивное» поле.
В.А. Филин считает, что естественная среда, которая преобладает в сельской местности (цветовая гамма с зелеными оттенками, природная асимметрия структур пространства), более адекватна нашему глазу.
К ней человек приспособился в процессе эволюции. В урбанистической же среде он очутился относительно недавно и пока не успел приспособить свое зрительное восприятие к серому цвету, правильным сглаженным формам и множеству однородных деталей.
Создание искусственной среды по упрощенным стандартным моделям - это закономерный способ адаптации людей к жизни в условиях урбанизации, перенаселенности, ускорения научно-технического прогресса. Судя по всему, если проблема «гомогенных» и «агрессивных» полей и будет решена, то только в отдаленном будущем.
Дарья Любимская