Аборты: поле битвы - Вашингтон
Что общего между Алабамой, Небраской, Айдахо, Индианой, Оклахомой, Канзасом, Аризоной и Джорджией помимо того, что все эти штаты — часть США? Законодательное большинство там принадлежит республиканцам-консерваторам. Однако к когорте "правых" может примкнуть и самый либеральный город США — Вашингтон, в случае, если их породнит запрет на аборты.
Округ Колумбия стал последним местом в стране, где аборты позже 20 недель беременности разрешены. Почему именно такой срок? Считается, что плод, достигший 20-недельного возраста, уже может чувствовать боль, хотя это утверждение пока что довольно спорно.
Прежде чем отслеживать ход войны, стоит познакомиться с расстановкой сил. Итак, округ Колумбия выбирает представителей местных органов власти и делегатов Конгресса без права голоса, однако Конгресс, один из трех высших федеральных органов государственной власти США, имеет право наложить вето на любые законы, принятые Советом округа Колумбия. Кроме того, именно Конгресс принимает бюджет — или отклоняет.
Именно вокруг пресловутого бюджета, а, точнее, "абортной" его части, и разгорелись самые жаркие споры в прошлом году. Спикер Палаты представителей республиканец Джон Бейнер вступил в полемику с Бараком Обамой всего за несколько часов до завершения обсуждения проекта бюджета. Камнем преткновения оказались аборты. Бейнер решил возродить былую практику запрета на оплату абортов по программе Medicaid.
Обаме удалось отстоять эту позицию в 2009-м, когда его поддержало демократическое большинство в Конгрессе, но Бейнер сотоварищи так просто не сдался: в первый же год пребывания на своей должности он объявил запрет на государственное субсидирование абортов, ни много ни мало, приоритетным направлением своей деятельности. Поскольку на тот момент Республиканская партия как раз вернула себе большинство мест в Палате представителей Конгресса, Обама предпочел не связываться с "пролайферами" и напутствовал Бейнера следующими словами: "Джон, я отдам вам аборты в округе Колумбия. Я этому не рад".
Уступка Обамы добавила ему баллов в политическом табеле успеваемости, однако у жителей Вашингтона она вызвала бешеную ярость. Причем, что редкость для, например, России, против решения президента выступила и вашингтонская администрация: мэр округа Колумбия Винсент Грей стал одним из чиновников, попавших под арест после акции протеста у стен Капитолия.
Закрепил триумф противников абортов один из самых ярых консерваторов — конгрессмен от Аризоны Трент Фрэнкс, представивший Акт о защите нерожденных детей округа Колумбия, который Национальный комитет "Право на жизнь" (National Right to Life Committee, NRLC) сразу же объявил своей путеводной звездой и высшим законодательным приоритетом на 2012 год.
В большинстве развитых стран аборты запрещены по достижении срока беременности в 24 недели — то есть временного порога, когда плод может выжить вне матки. NRLC же предлагает уменьшить этот срок на месяц, переводя разговор с жизнеспособности на способность зародыша чувствовать боль. Исключений при этом не делается даже для жертв изнасилования, инцестов, женщин с аномалиями развития плода и тех, чьей жизни роды представляют угрозу, то есть вариант NRLC выбрала самый экстремальный. Государственная кампания по снижению крайних сроков аборта идет по стране уже два года.
В середине мая Фрэнкс провел слушания по своему законопроекту, за что подвергся критике делегата Конгресса от округа Колумбия Элеанор Холмс. Делегат, в частности, отметила, что республиканцы раздувают из местной проблемы федеральную. "Фрэнкс и его соавторы нарушили один из своих самых священных принципов — то, что решения федерального правительства выше решений местных властей", — заключила Холмс.
Аборты — не единственная местная проблема, куда Конгресс всеми силами стремится встрять. Айлир Жерка, исполнительный директор группы DC Vote, говорит, что округ Колумбия превратился в экспериментальную площадку для опытов консерваторов над обществом. "Будь то разрешение на ношение оружия, использование марихуаны в медицинских целях, разрешение однополых браков, программа обмена шприцов или право на аборты — консервативные группы не упустят случая использовать округ либо как плацдарм для подготовки к социальным боям, либо как боксерскую грушу, на которую они будут обрушивать град риторических вопросов", — поясняет Жерка.
Пока что Акт о защите нерожденных детей находится на рассмотрении в Палате представителей, и то, что он в итоге будет принят, маловероятно. Тезис, что 20-недельный плод способен испытывать боль, большинство экспертов считают маргинальным и имеющим право на существование в лишь до мозга костей консервативном государстве. Однако сам факт обсуждения этого вопроса в Вашингтоне делает запрет на аборты после 20 недель вроде как более легитимным. И если демократическое большинство Сената прислушается к республиканцам, не исключено, что осенью законопроект получит второе дыхание.
Читайте также:
Семейный бизнес: процветание или расставание?
Лучшие мамы планеты - француженки
"Призрак": "На краю смерти я верил в любовь"
Быть родителями - вариант не для всех
Наталья Синица