Будущее семьи за генетической совместимостью
Не секрет, что многие болезни и патологии передаются по наследству, так что брак и деторождение часто превращаются в лотерею. По мнению британского профессора Армана Леруа, не далек тот час, когда люди будут выбирать супругов и зачинать детей, прибегая к сканированию ДНК. Таким способом, отмечают ученые, люди смогут улучшить свою наследственность.
На Открытом форуме "Euroscience" в Дублине Леруа выступил с заявлением о том, что в ближайшие 5-10 лет вступающие в брак смогут получать доступ к информации о своем генетическом коде, чтобы выяснить, насколько они совместимы со своими партнерами. Кроме того, они смогут использовать технологии искусственного оплодотворения, чтобы исключить возможность зачатия детей с генетически обусловленными недугами.
Если десять лет назад цена "детализации" генетического кода человека составляла миллион долларов, то сегодня она упала до четырех тысяч. Вероятно, через несколько лет эта услуга станет вполне доступной для большинства населения. Уже сейчас во время беременности можно выяснить, не страдает ли будущий ребенок, к примеру, синдромом Дауна или ДЦП.
Основная проблема внедрения евгеники в нашу жизнь носит этический характер. Если человек окажется генетически неполноценным, сможет ли он рассчитывать на семейное счастье? Сегодня большинство людей вступает в брак по любви, а если выяснится, что любимый человек страдает каким-то генетическим недугом или несет дефектный ген?
Однако Арман Леруа не видит в этом ничего страшного. "Эти процессы уже весьма широко идут в большинстве европейских стран, — говорит он. — Многие из этических проблем, которые возникают, когда люди говорят о неоевгенике, отпадают, как только вы начинаете предлагать выбор генов или выбор партнера в качестве евгенического инструмента. Мы фактически подходим к определению генов, которые создают человека".
В свою очередь, голландский нейробиолог Лона Франк полагает, что, как бы ни привлекательна была идея генетического отбора, ее можно рассматривать как попытку вмешательства в Божий промысел. А Филиппа Тейлор из Христианского медицинского братства считает, что общество должно "сопротивляться евгеническому образу мышления".
Дело в том, что все это уже было. Так, в нацистской Германии существовали программы селекции, целью которых была борьба за чистоту арийской расы. "Истинными арийцами", достойными полноценной жизни, считались только светловолосые люди с голубыми глазами. Согласно доктрине, разработанной Гитлером, "неарийские" расы считались "низшими", и часть их представителей должна была быть уничтожена, а часть поступала в подчинение к "истинным арийцам".
В концлагерях заключенных осматривали врачи, и больным была прямая дорога в крематорий. Гомосексуалистов также отправляли в лагеря. Умственно неполноценные люди подвергались кастрации или стерилизации, дабы они не могли оставить потомства, а если они не были "арийцами", их просто убивали. При этом немецких женщин призывали отдаваться "арийцам", пусть даже без брака, и рожать от них детей, чтобы улучшить "породу".
Правда, "стопроцентных арийцев" все-таки было слишком мало. Поэтому была разработана программа "Лебенсборн", в рамках которой отбирали детей "неарийских" рас, например, славянского происхождения, которые были похожи на "арийцев" и совершенно здоровы, и растили их в приемных семьях или же особых приютах, давая им новые имена и пытаясь заставить забыть прежнюю жизнь. Если бы Третий рейх не рухнул, неизвестно, во что бы все это вылилось.
"Растущая одержимость нашего общества статусом знаменитости, физическим совершенством и высоким интеллектом, — говорит Тейлор, — подпитывает точку зрения, что людям с различными недостатками или генетическими заболеваниями в некотором смысле не стоит жить".
По словам Тейлор, приоритетной должна быть разработка лекарств и поддерживающих мер для тех, кто страдает генетическими недугами, а вовсе не уничтожение "генетически дефектных" человеческих экземпляров. Трудно сказать, что лучше — отсеивание неполноценного генетического материала на начальной стадии или "супергуманность", выражающаяся в том, что таких людей будут лечить. Скорее всего, оптимальным окажется некий средний вариант, который не превратит нас в расу "суперлюдей", но и не будет способствовать увеличению количества людей с генетическими болезнями.
Читайте также:
"Жена на час", или Гейша на русский лад
Дарья Любимская