Когда материнство проходит мимо
Почти 46 процентов американок старше 44 лет не имеют детей. В 1976 году их было 35 процентов. Причины роста числа бездетных женщин легко поддаются объяснению: одни до пенсии считают, что они слишком молоды для материнства, другие не уверены, что действительно хотят детей, третьи относятся к движению чайлдфри, четвертые - лесбиянки, пятые не могут забеременеть по медицинским показаниям. Однако есть и такие, кто остался без детей по воле случая.
Писательница Мелани Ноткин относится к последней категории. Сейчас ей 42 года, и, хотя она, по ее собственному признанию, всегда хотела детей, их у нее нет. "В 12 лет я купила несколько книг из серии "Выбираем имя ребенку", готовясь к рождению сына и дочерей-близняшек, которыми я мечтала когда-нибудь обзавестись, - говорит Мелани. - Я часто подрабатывала няней и вожатой в детских лагерях. Я придумывала песни, которые пела детям, с которыми сидела, надеясь на то, что однажды буду петь их своим детям, и часто забегала к своим подопечным просто так, во внеурочное время.
В 21 год я часто оставляла у себя пожить девочек-тинейджеров, ездивших по городам, по которым с гастролями колесили их любимые группы. Я всегда знала, что материнство - это мое. В 23 года, устраиваясь на свою первую работу в Нью-Йорке, я специально поинтересовалась в отделе кадров, как у них обстоят дела с декретным отпуском и выплатами, чтобы убедиться, подходит ли мне это место. Я решила работать в некоммерческом секторе, рассчитывая на то, что это даст мне больше возможностей познакомиться с будущим мужем и отцом моих детей, и встречалась исключительно с теми, у кого семейные ценности стояли на первом месте.
Однако в свои тридцать с хвостиком, работая в одной из лучших компаний мира, я все еще была не замужем. И матерью тоже не была. Мой график стал напряженнее, рабочий день - длиннее, я часто ездила в командировки за границу и страдала от того, что время уходит. Когда мне было 34 года, друг признался, что хотел бы познакомить меня с "подходящим мужчиной", но я уже слишком стара для этого. В 35 один потенциальный ухажер сказал, что будет со мной встречаться, если я прямо сейчас заморожу свои яйцеклетки. В 36 еще один кавалер заявил, что не хочет встречаться со мной из-за того, что у женщин моего возраста велика вероятность выкидыша при беременности. Да, все эти случаи были, скорее, исключением из правил, но они врезались мне в память.
Чувство отчаяния из-за того, что я так и не стала мамой, а также из-за того, что я не нашла свою любовь, временами накрывало меня с головой. Видя бесплодные пары и испытывая к ним сочувствие, я задавалась вопросом: почему все обвиняют меня в недостаточно активных действиях? Я пыталась. И даже была не слишком придирчива. Но труднее всего было выслушивать замечания типа "Тебе лучше поторопиться!". Срочно влюбиться, что ли? Черт возьми, я даже ни с кем не встречалась, не говоря уже о замужестве!
Каждый месяц я переживала из-за "потраченных" впустую яйцеклеток, но горевала я в одиночестве. У меня не было рядом мужчины, который разделил бы со мной мое горе. А друзьям, уже ставшим родителями, не было дела до мих переживаний.
Поколение Х - пожалуй, первое поколение, которое расставило акценты во взаимоотношениях полов следующим образом: они ждут, когда к ним придет любовь. В отличие от наших матерей, мы достаточно зарабатываем для того, чтобы заботиться о себе самостоятельно и не выскакивать замуж за нелюбимого мужчину только потому, что он может нас обеспечить. Бытует мнение, что если у женщины нет детей - значит, она их не хочет. Но существует огромная разница между осознанным выбором не заводить детей и невозможностью их иметь.
Мне 42, я до сих пор одинока и осознала одну вещь: вероятность того, что у меня уже не будет своих детей, очень и очень велика. Переживая, я все же решила искать счастье в другом. Есть трудные дни - День матери, день, когда подруга объявляет о своей беременности, день, когда я слышу, что я неподходящая кандидатура на роль жены, потому что из-за возраста я не смогу родить, мой день рождения и так далее. Но большую часть времени я счастлива. Я не страдаю от статуса "не та жена", я не живу "не той жизнью" - у меня нет никаких сожалений.
Обстоятельства сделали меня бесплодной, но материнство во мне они не убили. Я безмерно люблю детей. Я взяла шефство над девочкой из Танзании, "записавшись" в ее тети, а, кроме того, в моем доме часто бывают племянники. Я не бездетна - у меня есть малыши. Я не мать, но смогла реализовать свой материнский инстинкт. Хотя формально я бесплодна, пусть и не с медицинской точки зрения, но моя жизнь не проходит впустую. Все женщины - это матери, вне зависимости от того, родили они или нет. Та любовь, которую они могут дать окружающим - это настоящий подарок".
Наталья Синица