Как аватарки помогают стать стройнее?
Фанаты виртуальной реальности, как правило, представляют собой унылых тощих очкариков-интровертов. Но на аватарке у них зачастую могут красоваться качки-монстры, которые никак внешне не соответствуют своим "хозяевам". Недавно ученые выяснили, что виртуальный двойник может оказать серьезное влияние на внешний вид человека, вдохновляя его на перемены.
Исследователи из Университета Миссури выступили со смелым заявлением: по их словам, виртуальному миру по силам даже лечить ожирение. Ученые обнаружили, что чем сильнее геймеры отождествляют себя со своим персонажем, тем большее влияние его вид на них оказывает."
Создание аватара позволяет человеку примерить новый облик с минимальными усилиями и без риска, — говорит Элизабет Бем-Моравиц, научный руководитель. — Это альтер эго может иметь положительное влияние на жизнь человека. К примеру, человек с избыточным весом, желающий избавиться от лишних килограммов, создает себе стройного персонажа, чтобы представить самого себя более сильным и здоровым".
К исследованию ученые привлекли 279 любителей виртуальной реальности, в частности, поклонников игры Second Life. Пользователи заполнили анкету, в которой написали о своем отношении к выбранному ими персонажу, его поведении в игре, состоянии своего здоровья, внешнем виде и эмоциональном настрое. Как оказалось, степень вовлеченности в виртуальный мир определяет физическую сторону бытия игроков. Если геймер искренне считает аватар своим продолжением, он чувствует себя более здоровым и счастливым. Да и отношения в виртуальной реальности персонаж строит куда более продуктивные.
"Это исследование не выявило свидетельств негативного влияния эффекта присутствия в виртуальном мире на игроков, однако такая возможность не исключается, — отмечает Бем-Моравиц. — Пользователи должны практиковать умеренность. Виртуальные развлечения, как и другие формы досуга, такие как — чтение книг или просмотр телевизора, могут быть использованы в нездоровых целях".
Далее Бем-Моравиц намерена изучить влияние аватаров на толерантность. Расу, пол и этническую принадлежность своего персонажа легко изменить, поэтому ученых интересует, как будет вести себя человек в смоделированных ситуациях, в которых он может стать жертвой предрассудков и дискриминации. К примеру, аватары вполне могут разыграть современную версию книги Black Like Me, светлокожий герой которой становится черным, чтобы понять, как живется обычному афроамериканцу на американском Юге 1950-х годов. Бем-Моравиц также интересует, как использование аватара другой расы, нежели чем у его владельца, сказывается на чувстве сострадания и силе предрассудков."Здесь может быть задействован механизм идентификации себя с аватаром, который отличается от геймера, что позволит игроку испытать на себе дискриминацию, с которой он в обычной жизни не сталкивается", — заключает Бем-Моравиц.
Наталья Синица