Какие проблемы решит школьный психолог
Большинство родителей, чьи дети приближаются к возрасту шести-семи лет, о школьных психологах знают только понаслышке. Ведь раньше таких специалистов не было, и многие родители просто не понимают, чем они могут помочь ребенку и детскому коллективу в целом. Основная задача психолога в школе — создание комфортных условий, как для учеников, так и для педагогов.
Чем отличается школьный психолог от детского психолога? Детские занимаются гармоничным развитием личности ребенка, начиная с самого младшего возраста, а школьные охватывает именно период школьной жизни ребенка.
В последние годы в большинстве школ существует специальная дошкольная подготовка. Дети за год до школы начинают посещать группу, где с ними занимаются те учителя, которые, как правило, будут обучать их в будущем. Таким образом ребенок может заранее адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог обязательно присутствует при приеме и распределении детей по классам и консультирует родителей и ребенка, дает рекомендации, как и чем лучше заниматься перед поступлением в первый класс. Есть школы, где не ограничиваются одним психологом, а создают целую психологическую службу. В нее входят психолог, и, может быть, даже не один, логопед, социальный педагог и часто дефектолог. Такой состав специалистов может продуктивно работать с весьма серьезными проблемами.
Психолог — человек для школы просто необходимый, что доказывает практика последних лет. И кабинет у него должен быть соответствующий — помещение, разграниченное на несколько зон: для индивидуального приема, для групповой работы, зона релаксации (спокойное место, где можно было провести релаксационные упражнения).
Школьный психолог должен постоянно проходить курсы повышения квалификации и подтверждать это соответствующими сертификатами, которые родители могут увидеть в его кабинете. Тогда вам сразу станет понятно, что человек к своей работе не равнодушен и делает ее хорошо.
Если ваш ребенок пошел в первый класс, его знакомство с психологом произойдет на развивающих занятиях, которые направлены на сплочение коллектива и на более мягкую адаптацию. В них участвует также и классный руководитель. Такие занятия проводятся, чтобы дети могли ознакомиться с разными способами коммуникации: так они учатся общаться не только вербально, но и невербально, изучают внутренний мир свой и одноклассников. Детей учат толерантности, объясняют им, что нужно принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы даже ребенок инвалид мог прийти учиться в школу. Ведь дети часто бывают очень жестоки и могут смеяться и подшучивать над более слабыми. Задача психолога — суметь сгладить эту ситуацию.
Психолог может также помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, если они не складываются. И не стоит торопиться переводить его в другую школу — это не решение проблемы. Вполне может быть, что у ребенка появится еще больше комплексов и чувства тревоги. Ведь в одном классе у него уже не сложилось общение, и если не решить проблему на месте, в другую школу он уже попадет с этим негативным опытом и будет еще больше переживать.
Часто случается, что у учителя складывается впечатление, что ребенок не может усвоить его предмет. И педагог самостоятельно не может понять причину: он непонятно объясняет или у ученика недостаточно знаний, или не сформированы какие-то умения и навыки. В этом случае школьный психолог поможет со стороны оценить проблему и найти наилучшее решение.
Иногда психолог направляет детей и родителей в психологический центр. Не стоит этого бояться, на самом деле — это хорошая возможность проконсультироваться еще у одного специалиста (невролога, психотерапевта), что позволит вашему ребенку получить помощь, которую в школьных условиях просто не могут оказать (например, арт-терапия, песочная терапия, релаксация).
Бывают, правда, такие случаи, что родители, наоборот, по той или иной причине отказываются от работы с психологом, а помогать без их согласия психолог не имеет права. В современных школах при наборе в первый класс родители подписывают заявление, где в письменном виде подтверждают свое согласие.
Также психологи не советуют выносить конфликты между ребенком и учителем на родительское собрание, на всеобщее обсуждение. Лучше решать подобные вопросы в индивидуальном порядке, в приватной беседе с ребенком, родителями и учителем.
Важная часть работы школьного психолога — тесты и тренинги по нескольким направлениям. Это может быть и диагностическая работа (тестирование, опросы, анкетирование), в средней и старшей школе — профилактика зависимостей (курение и алкоголизм), а также асоциального поведения в целом. Часто психологи проводят консультирование родителей, как индивидуальное, так и с привлечением других специалистов.
И совсем не стоит ждать какого-то особого случая для знакомства со школьным психологом. Можно просто прийти и узнать, какие мероприятия тот планирует провести в учебном году и, если они покажутся вам интересными и полезными, заранее спланировать участие в них вас и вашего ребенка. Это пойдет только на пользу и вам, и вашему школьнику!
Читайте также:
Как справиться с экзаменационным стрессом
Дети в полных семьях растут быстрее
Наталья Пушина