Как страховщики водят за нос автовладельцев
Историй о том, как автовладельцам отказывают в компенсации или компенсация, полученная после долгих мытарств и препирательств за причиненный автомобилю ущерб была выплачена не в полном объеме, немало. И обиженные автолюбители делятся своими впечатлениями и опытом в интернете и на популярных автолюбительских форумах.
Российские автолюбители не понаслышке знают о том, как сложно добиться от страховых кампаний выплат по обязательствам. И особенно славится виртуозными методами "вождения за нос" компания "Ренессанс Страхование" под руководством Бориса Йордана. Компания, кстати, работает на российском рынке более десяти лет.
Жизненные истории
Случай № 1.
«9 марта 2010 года на мой Кашкай упала глыба льда. В результате (были) вмяты 2 передние стойки и крыша, разбито боковое зеркало, - делится владелец Ниссан Кашкай. - Все документы собрал и сдал в "Ренессанс Петербург" вовремя сам! Одна форма 3 из милиции чего стоит! (кто получал, знает, как неохотно ее дают). Звонил в страховую компанию раз в неделю, пытаясь выяснить, когда же машину поставят на ремонт. В результате сообщают, что в выплате по Каско ОТКАЗАНО по причине отказа милиции возбуждать уголовное дело. А в милиции не видят причин его возбуждать, т. к. отсутствуют признаки преступления по ст.167 ч.1 УК РФ. И зачем я плачу 38000 рублей. В общем, отписка на дурака».
Случай № 2.
«Страховой случай наступил еще 1 февраля: разбили бампер и разбили противотуманку, - рассказывает горе-автолюбитель. - В соответствии с правилами тут же сообщил о наступлении случая, имеющего признаки страхового, в ОВД и страховую компанию. В страховой компании сотрудники call-центра мне сказали, что необходимо настоять на возбуждении уголовного дела. В противном случае, мол, будет отказано в выплате. А ведь по правилам необходимо лишь сообщить в ОВД о ДТП, а не диктовать милиции, что ей делать. Не давить на участкового. Т. е. получается, что сотрудники страховой компании вводили меня в заблуждение... Интересно, намеренно они это делали или нет?».
А как вы считаете?
Впрочем, учитывая, что уголовное дело может длиться месяцами (а то и годами), расчет страховщика вполне оправдан. Уставший от ожидания автовладелец рано или поздно отправится в сервис латать своего железного коня за свой счет.
Практика показывает
Даже после того, как страхователь получит все справки из милиции и сдаст в компанию полный комплект необходимых документов, рассчитывать на то, что страховая возьмет да и раскошелится, увы, приходится не всегда.
Случай № 3.
«По истечении установленного правилами срока я обратился в страховую компанию с вопросом, какое решение принято, - поделился автовладелец. - Сами сотрудники "Ренессанс Страхования" не потрудились уведомить о принятом страховой компанией решении. Мне сообщили, что сомневаются, что заявленный ущерб стал результатом одного страхового случая и предложили либо отказаться от части заявленного ущерба, либо приехать еще раз в офис компании, написать еще одно заявление, и, выждав некие сроки, вновь предоставить автомобиль на дополнительную независимую экспертизу. Что само по себе является как минимум затягиванием времени...».
Обычно дело заканчивается тем, что уставший от ожидания страхователь чинит машину за свой счет и направляет в страховую заявление с просьбой о возмещении потраченных средств на ремонт.
А там могут документы потерять и предложить собрать их вновь. После очередного собирания документов и ожидания вам вполне вероятно предложат сумму в два раза меньшую, нежели вышла по чеку из автосервиса. Но вы уже и на это будете согласны после стольких мучений.
Разорвать контракт?
После подобного обращения некоторые хотят разорвать контракт с "Ренессанс страхованием".
Случай № 4.
«Когда я приехал разрывать договор со страховой, мне сообщили, что я должен написать отказ от возмещения ущерба, иначе не получу ничего при разрыве договора за неиспользованный период времени... Со мной общался руководитель центра обслуживание клиентов, - рассказывает еще один автовладелец. - А чуть позже, когда на счет перевели ту самую уполовиненную сумму по страховому случаю, мне специально позвонили и сообщили: расторгнуть договор я могу, но за неиспользованный период времени мне ничего не выплатят. Чтоб было понятно, о чем речь: страховка стоила более шестидесяти тысяч рублей, по страховому случаю мне выплатили в десять раз меньшую сумму».
Мнение эксперта
Мнения опрошенных экспертов достаточно однозначны: действия кампании - незаконны.
«Во-первых, настаивать на возбуждении уголовного дела - это противоречит законодательству. Тем более, если нет оснований для возбуждения уголовного дела. А потом, извините, что значит возбуждать уголовное дело? Уголовное дело - это когда мы видим противоправные деяния. У нас есть уголовный кодекс. Столкновение двух машин, если это не связано с преступлением - это гражданско-правовые отношение, возмещение ущерба, то, что предусмотрено гражданским кодексом и для чего как раз и существуют страховые кампании», - считает адвокат Московского общества Защиты прав потребителей Людмила Трифонова.
«К нам обращаются с жалобами не только из Москвы, но и из других крупных городов страны. Действительно, страховые компании таким образом вводят в заблуждение наших граждан и своих клиентов. Причина одна - это нежелание расставаться с деньгами», - подтверждает наши предположения депутат Госдумы, член комитета по финансовому рынку Алексей Багаряков.
«Страховая компания в любом случае должна выплатить, - утверждает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. - А если страховой компании нужно уголовное дело на виновника происшествия, то это их проблемы, пусть они сами этим занимаются. Они должны сами взаимодействовать с силовыми структурами, прежде всего со службами ГИБДД».
Что делать?
1. В первую очередь, не идти на поводу у страховщиков и добиваться справедливости. Напрямую писать письма жалобы в Росстрахнадзор, советуют эксперты. Конечно, одна или две жалобы могут долго рассматриваться. А если будут десятки, сотни жалоб на какую-то компанию, то незамедлительно последуют меры - и для страховой компании в этом случае будет выгодней исполнять условия договора.
2. «Не бойтесь обращаться в суд! - советует адвокат Московского общества Защиты прав потребителей Людмила Трифонова. - Оценку деятельности этой кампании может дать только прокуратура. Поэтому граждане могут обратиться с заявлением в прокуратуру о том, чтобы проверили деятельность данной организации».
Видимо, речь идет о мошенничестве со стороны страховых компаний, ведь автовладельцам куда легче плюнуть на все эти заморочки и бумажки и заплатить самим. Но отсюда возникает недоверие к самому институту страхования. Волнует ли это самих страховщиков хоть немного?
По материалам «Правда.Ру» подготовила Агата Графова.
Другие статьи рубрики "Юридическая помощь"