Ребенок стал изгоем в классе
Общеизвестно, что если ребенок постоянно подвергается нападкам и издевательствам сверстников, во взрослой жизни он будет как минимум страдать нерешительностью, если вообще может оправиться от психологической травмы. Почему дети ополчаются против своих одноклассников? Социологи выявили, по меньшей мере, три причины, которые могут сделать ребенка социальным изгоем.
По статистике, от 10 до 13 процентов детей школьного возраста постоянно получат тычки от своих однокашников. Издевки могут быть как словесными, так и физическими. Один из самых жутких случаев - это прошлогодний инцидент с 11-летней девочкой из Якутии, о котором можно найти массу статей, набрав ключевые слова в любом поисковике. Последствия подобных "развлечений" - проблемы с психикой, плохая успеваемость, отказ ходить в школу или увлечение психоактивными веществами, говорят исследователи.
Кларк МакКоун, сотрудник чикагского Rush Neurobehavioral Center, говорит, что подобные случаи - проблема не только "внутришкольная": это проблема общественного здравоохранения. Социальные навыки, полученные ребенком в нежном возрасте, обязательно дадут знать о себе позже, а как именно - зависит от обстановки в детском саду или школе. Неструктурированное воспроизведение (то есть общение детей друг с другом без участия авторитетного руководителя) - это эксперименты малышей с теми моделями поведения, которых они будут придерживаться в более старшем возрасте, добавляет Ричард Лавуа, эксперт по социальному поведению детей.
Исповедь вдовы: мам-одиночек не жалуют
В основе взаимоотношений краеугольным камнем является желание человека нравиться окружающим. Но дети-изгои в любой среде остаются чужаками. Они не понимают основных правил, действующих в конкретном сообществе, и совершают ошибки не назло, а непреднамеренно. Невербальные сигналы от окружащих они либо вообще не воспринимают, либо неправильно истолковывают.
В ходе двух исследований МакКоун с коллегами наблюдали в общей сложности за 284 детьми в возрасте от 4 до 16 лет, отсматривая видеоролики с их участием и их фотографии, после чего выносили свои суждения об эмоциональном состоянии "актеров", исходя из их мимики, жестикуляции и тона голоса. Детям также предложили несколько социальных задачек - описали им ряд ситуаций и спросили, чтобы они стали делать в каждой из них. После этого ответы детей сравнили с ответами родителей и учителей.
Норвежец превратил сына в сексуального раба
Собав все полученные данные, Маккоун и его группа заключили, что дети, имевшие проблемы со сверстниками, испытывали трудности как в минимум в одной из трех областей невербальной коммуникации: чтение невербальных сигналов, понимание их социального значения и продумывание вариантов для решения социальных конфликтов. К примеру, ребенок мог не замечать, что его визави пребывает в угрюмом настроении, и не знать, что означает нервное постукивание ногой по полу. Или же путать собственные желания с желаниями своего друга. "Важно точно определить, в какой именно сфере ребенок испытывает проблемы, и затем научить его тому, что он не умеет", - поясняет МакКоун.
Школьные тесты на наркотики - нужны ли они?
Если ребенок имеет длительный опыт проблем с социализацией, это превращается в порочный круг, заявляет Лавуа. Ребенок-изгой не имеет возможности попрактиковаться в приобретении социальных навыков, тогда как "популярные" дети только и занимаются тем, что совершенствуют их. А ведь для успешной социальной практики ребенку достаточно будет всего одного-двух друзей.
Родителя, учителя и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также могут помочь. Вместо того, чтобы разражаться гневной тирадой в адрес малыша, заявившего тете, что ее прическа ужасна, родителям стоит объяснить своему чаду правила поведения в обществе таким же тоном, каким они рассказывают ему, как делить в столбик, или почему нужно мыть руки перед едой. Если обставить все, как урок, а не как наказание, дети быстрее усвоят необходимую информацию.
Чтобы дать ребенку необходимые социальные навыки, Лавуа советует применять простой пятиступенчатый подход. Делать это следует сразу же после того, как ребенок совершил что-то, по мнению родителей, неподобающее.
Шаг первый: спросите малыша, что случилось, и выслушайте его, не торопясь осуждать.
Шаг второй: попросите ребенка определить свою ошибку. Часто дети понимают, что кто-то расстроился, но не осознают своей роли в этом.
Шаг третий: помогите ребенку понять, что именно он сделал не так, поставив его на место другого человека. Вот хороший пример: "Что бы ты почувствовал, если бы Маша слишком долго сидела на качелях и не пускала никого покачаться?". Вместо лекций "ты должен" лучше объяснить все через "ты можешь": "Ты можешь предложить Маше присоединиться к тебе или сказать, что ты обязательно пустишь ее покачаться после себя".
Шаг четвертый: создайте вымышленный, но правдоподобный сценарий, где ребенок сможет сделать правильный выбор. Например: "Если бы ты играл в машинки и Саша захотел взять одну из них, что бы ты сделал?". Шаг пятый: дайте ребенку социальное "домашнее задание", попросив его применить полученные знания на практике. "Теперь ты знаешь, как важно делиться, и я хочу, чтобы завтра ты мне это продемонстрировал", - вот чем должен закончиться ваш урок.
по материалам Livescience.com
Наталья Синица