Почему ребенок истерит
Обсуждая с подругой поведение детей, американская журналистка Мелинда Веннер Мойер услышала от той признание, огорчившее ее. "Я живу с ребенком-бомбой!" — пожаловалась женщина на свою полуторагодовалую дочь. Мелинда была вынуждена признаться, что и ее ребенок имеет взрывной характер — разве это нормально, что сын сегодня любит купаться, а завтра ненавидит, бьется в истерике, если с первого раза не попадает в рукав рубашки?
"К счастью, это нормально. И не только нормально, но и разумно, — говорит Мелинда. — Специалистов по детской психологии недавно объяснили мне, что иррациональное поведение малышей является отражением их внутреннего смятения и разочарования. Когда мир вокруг переворачивается вверх дном, малыш еще не знает, как с этим справляться. Истерика не означает, что ребенок чересчур избалован, напротив: это показатель нормальности.
Жизнь ребенка не так беззаботна, как думаем мы, взрослые. Конечно, многие из нас хотели бы спать по 12 часов в сутки и есть блюда, приготовленные специально для них. Но двухлетки переживают страшный кризис личности: маленький человек только научился ходить и пользоваться ложкой, и теперь горит желанием исследовать остальной мир, в то же время боясь сюрпризов. А родители, как нарочно, только и твердят "Нет! Нет!".
То, что истерики у ребенка начинаются как раз в тот момент, когда от него начинают требовать соблюдения правил, не простое совпадение. Когда вы говорите: "Нет, милый, нож для мяса ты не получишь", — двухлетний ребенок понятия не имеет, что вы лишаете его "игрушки" ради его же безопасности. "Поскольку это родители, люди, на которых ребенок во всем полагается, такие поступки воспринимаются им как отказ любить его, — говорит Алисия Либерман, профессор психического здоровья младенцев из Университета Калифорнии. — Он не понимает ваших рассуждений. Он просто знает, что вы вдруг отняли у него то, что ему понравилось. Для ребенка это все равно, что для взрослого — измена любимого человека".
В зрелом возрасте мы, за редкими исключениями, не впадаем в истерику, когда не получаем того, чего хотим, потому что можем сами себя успокоить. Мы отдаем себе отчет в том, какие эмоции испытываем, и подавляем их, чтобы не доставлять неудобств окружающим и не выставлять себя в дурном свете. Наша способность определиться со своими чувствами отчасти объясняется нашим хорошим знанием языка, которого у малышей нет. Мой двухгодовалый малыш, хотя и четко давал мне понять, что хочет молока, к переговорам не способен. Его первая реакция на разочарование — схватить то, что попадется под руку, и кинуть это через всю комнату.
У малышей лобная доля, которая отвечает за планирование, логику, мышление, оперативную память и самоконтроль, недостаточно развита. Поэтому ребенок живет настоящим, не думая о последствиях, объясняет психолог Нэнси Мак Элвейн, глава лаборатории социального развития детей в Университете Иллинойса. У него нет внутреннего голоса, который сказал бы: "Хм, возможно, это не лучшая идея — бросать игрушки в унитаз".
Из-за того, что лобная доля функционирует лишь частично, у детей нет ни чувства времени, ни терпения. Поэтому желание ребенок приравнивает к потребности — если он хочет шоколадку, ему это нужно прямо сейчас, сию же секунду. Дети также часто имеют искаженное представление о причинно-следственной связи — например, малыш может бояться купаться в ванной из страха, что его смоет в канализацию. К тому же не стоит забывать, что ребенку не с чем сравнивать ситуацию, в которой он оказался, потому что опыта, из которого можно извлечь урок, у него попросту нет.
Если вы подумали, что я характеризую вашего прекрасного малыша как некое существо, подобное животному, то только потому, что я действительно это делаю. Педиатр Харви Карп называет младенцев "маленькими пещерными людьми". "Это не нужно считать оскорблением — просто для родителей так понятнее, — объясняет он. — На социализацию ребенка потребуются годы, поэтому родители не должны относиться к себе чересчур критически. Не считайте себя ужасным родителем только из-за того, что ребенок измазал вареньем все стены".
Аналогия с пещерным человеком объясняет и еще одну проблему: у детей недостаточно стимулов. Маленькие пещерные люди — реальные, жившие много веков назад, — проводили свои дни совершенно иначе, чем современные дети. "Они жили в сенсорно-насыщенной среде — запахи, свежий воздух, тени, птицы, трава под ногами. Сегодня мы воспитываем детей в квартирах с ровным полом, ровными стенами и потолками, где нет птиц, и думаем, что это нормально, — говорит Карп. — Трудно провести весь день с двухлеткой, да они и сами не захотят быть с вами целый день".
С учетом всего этого, так ли удивительны детские истерики? У родителей есть масса способов, плохих и хороших, как справиться с этим, но сами попытки ребенка решить проблему криками, киданием вещей и ударами совершенно нормален. Если бы мир казался взрослым людям страшным и опасным, а сами они не могли нормально разговаривать, кто знает, может быть, и они истерили бы каждые пять минут.
Читайте также:
Как готовить вкусную и правильную еду для малыша
Как выбрать ребенку идеальную школу
Воспитание в цвете: четыре зоны запретов
Наталья Синева