Несносный Пушкин, или Научите детей выделяться
Выделяться среди равных — естественное желание и большого, и маленького человека. Но за своими интересами мы забываем о желаниях и интересах других. Детям еще сложнее. Дома они центр Вселенной. А среди сверстников? Мы ставим в пример великих прошлого и не задумываемся, что в обыденной жизни они могли быть несносными людьми. Как научить выделяться?
Нам всем хочется, чтобы наши дети были добрыми и порядочными людьми, чтобы они преуспели в жизни, однако всегда ли для этого мы правильно их воспитываем? Конечно, мы убеждены, что сами-то мы все делаем правильно, поскольку мы-то ведь выросли и… ничего себе. На самом деле это далеко не так! Представьте себе врача, который лечит, полагаясь только лишь на свой собственный опыт больного? Но ведь именно так, полагаясь на наш собственный опыт, а не на соответствующие педагогические знания, мы чаще всего и воспитываем наших детей! А результаты? Результаты положительны далеко не всегда!
Чтобы понять, что это именно так, давайте обратимся к отдельным персоналиям, потому что именно примеры из жизни зачастую лучше самой продвинутой научной теории. Например, мы часто ставим себе либо другим в пример множество великих деятелей прошлого, однако при этом, не замечая либо просто не зная о том, что в обыденной жизни они были совершенно несносными людьми. Вспомним: Достоевский в лихорадочной спешке писал "Игрока", потому что ему позарез требовались деньги — латать дыры в бюджете после рулетки. Если бы не проигрыш Толстым яснополянского дома, мы никогда не увидели бы повесть "Казаки", но ведь дом-то свой он все же проиграл! Пущин негодовал: "Как ищу я денег Пушкину! Как собака!" А все почему? Да потому, что тот их постоянно проигрывал! А в картотеке жандармского управления он и вовсе числился как "известный в Москве банкомет", так что куда уж далее. Профессиональный игрок Некрасов на выигранные деньги издавал журнал "Современник", а Пржевальский выиграл 12000 рублей серебром и организовал на них экспедицию. А еще ведь были Белинский, Грановский, Фет, Ходасевич, Булгаков… Великие люди? Да, великие! Но… мало кто из нас согласился бы для своего ребенка величия такой ценой. Хотелось бы иначе — что б и величие при нем, и чтобы как-нибудь "без вредных привычек". Не так ли?
Тот же А. С. Пушкин, получивший типичное по своему времени дворянское воспитание, и которого мы все сегодня знаем, как выдающегося деятеля, был весьма неприятным. Причем все его недостатки (как, впрочем, и многие достоинства!), как мы это сегодня понимаем, шли прежде всего из семьи. Известно, например, что прославленный пиит страстно ненавидел глупцов, однако сам же и писал, что… озлоблять их не следует! То есть призывал людей к чему? К столь популярной сегодня толерантности! Призывать-то призывал, однако сам одновременно написал следующие строки:
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава Богу, мещанин.
Всего-то восемь строк. Но в них он умудрился задеть сразу несколько родовитых фамилий, обидно ткнув их в свою родословную. И ведь и так все знали и признавали, что он великий поэт. Но почему-то хотелось большего, хотелось таким вот образом еще больше возвыситься над знатью! Но что будет, если кто-то у нас сегодня будет также в стихах насмехаться над… выходцами из села, осевшими в городах в первом или втором поколениях?
Коров лепешки дед твой нюхал,
а ты ногами их топтал…
Понятно, что вирши сии не пушкинские строки, но смысл в обоих случаях один и тот же, не так ли? И ведь точно также поступал и М. Ю. Лермонтов, у которого тоже было очень даже трудное детство, когда задирал Мартынова, и чем для него это закончилось — известно!
А вот другой пример, уже из художественной литературы — повести Валентина Катаева "Белеет парус одинокий", про упрямую девочку, препиравшуюся со своим отцом: "Она бесконечно препиралась со своим папой, высоким, крайне флегматичным господином в бакенбардах и крылатке. Он был как две капли воды похож на лорда Гленарвана из книги "Дети капитана Гранта".
Между отцом и дочерью все время происходил следующий диалог:
— Папа, мне хочется пить.
— Хочется, перехочется, перетерпится, — флегматично отвечал "лорд Гленарван", не отрываясь от морского бинокля.
Девочка капризно топала ногой и в повышенном тоне повторяла:
— Мне хочется пить!
— Хочется, перехочется, перетерпится, — еще более невозмутимо говорил отец.
Девочка с упрямой яростью твердила:
— Папа, мне хочется пить! Папа, мне хочется пить! Папа, мне хочется пить!
Слюни кипели на ее злых губах. Она нудно тянула голосом, способным у кого угодно вымотать душу:
— Па-а-апа-аа, мне-е-е хочетца-а-а пи-и-ить.
На что "лорд Гленарван" еще равнодушнее говорил, не торопясь и не повышая голоса:
— Хочется, перехочется, перетерпится.
Это был страшный поединок двух упрямцев, начавшийся еще чуть ли не в Аккермане".
Навряд ли кому-нибудь бы захотелось, чтобы эта девочка была его дочь, но ведь не в капусте же "лорд Гленарван" такую ее себе подобрал, и не в карты выиграл! Так что и эта упрямица тоже продукт его же собственного воспитания… или воспитания матери и, значит, налицо имевшаяся серьезная драма в семье!
Ну, а теперь вернемся в нашу жизнь. Сегодня нет у нас дворянского воспитания, а игра в карты в тех объемах, что позволял себе Пушкин, называется игроманией, и от этого лечат. Нельзя, как это делал тот же Герцен, писать "к топору зовите Русь!", потому что это можно считать призывом к терроризму и получить за это срок! Однако дети есть у нас, и их маленькие и большие сегодняшние проблемы потом могут вырасти в очень большие неприятности.
Причем, мы часто совсем не замечаем очевидного и, прежде всего тех моментов, когда ребенок уж слишком усердно начинает доказывать свое собственное превосходство окружающим. Симптом этот очень нехороший, поскольку "переть против всех", конечно, можно, но не должно. Куда актуальнее сегодня умение договариваться.
Мне как-то рассказали про одного мальчика-четвероклассника из вполне обычной российской школы. Ему вдруг вздумалось издавать классную газету. Пригласил он девочек, начал руководить, сделал один номер, и… можете себе представить, какое убожество у этих ребят под его руководством получилось. Нашлись взрослые, которые им помогли, причем вполне тактично посоветовали "как надо"! И все… сразу мальчику выпускать газету разонравилось, и он взялся за собственный журнал: тут уж никто помешать проявить самостоятельность ему не мог! А затем он разработал рейтинг учащихся, в котором в баллах учитываются их достижения: кто как отвечает на уроках, какие у кого оценки, "активность". Причем, подсчитывает эти баллы опять же не учитель, а… он сам! То есть налицо явное желание выделиться, быть впереди всех, заслужить одобрение учителей, но стоит ли идти к этому именно так? Может быть, ему чего-то не хватает в семье, что он поступает таким образом? И ведь дальше будет только хуже! Надо бы научить наших детей выделяться, но только вот наша школа учит их этому далеко не всегда, хотя в ней и существует должность штатного психолога. Понятно, что школа должна заниматься своей работой. Но и родители тоже должны учить своих детей выделяться не дорогими мобильными телефонами, планшетами и прочими гаджетами, вызывающими в первую очередь зависть у менее обеспеченных одноклассников, и не престижными авто родителей, а чем-то другим, о чем все, в общем-то, знают, но почему-то забывают, когда дело касается их собственных детей.
А на Пасху довелось мне наблюдать и такой случай. В одном из супермаркетов решили провести акцию и предложили детям раскрасить большое пасхальное яйцо. И вот, когда все яйцо уже было практически раскрашено, подошла девочка с папой и принялась… замазывать его поверхность (и узоры других ребят!) красками! "В маляры, что ли ты девочка собралась! Цветочек бы какой нарисовала" — заметила проходившая мимо женщина. И получила в ответ: "Да, в маляры!" Ее папа, как и "лорд Гленарван" стоял рядом совершенно невозмутимо, как будто так и надо! Хотя, по идее, ему следовало объяснить дочке, что закрашивать работу других детей… нехорошо!
И кто (чисто гипотетически рассуждая) вырастет из этой девочки с гипертрофированным самолюбием? Вторая Вера Засулич, Софья Перовская или Юлия Тимошенко? Я лично предсказывать не берусь, но вот то, что у таких детей в семье неладно — это, несомненно, и отношение в них между детьми и родителями следует поменять немедля!
Читайте также:
Детская депрессия: как распознать, что делать
Привычку пробовать мир на вкус хранят гены
Сварливая жена подрывает иммунитет
Развивающие игры: ставим эксперименты
Маргарита Снежко