Гаджеты мешают детям общаться и учиться

Если в раннем детстве ребенок любил проводить много времени у телевизора, в дальнейшем у него возникнут проблемы в общении со сверстниками. Результаты психологического исследования на эту темы были недавно опубликованы в The Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. Кстати, и другие современные устройства не меньше вредны для детей…

Телевизор — враг коммуникабельности

В течение нескольких лет исследователи наблюдали за 1006 мальчиками и 991 девочкой из Канады. Когда этим детям было от двух до трех лет, их родители фиксировали, сколько времени малыши тратят на просмотр телепрограмм, включая и детские телепередачи. Когда участники подросли и уже учились в шестом классе, психологи попросили их рассказать о взаимоотношениях с одноклассниками.

Оказалось, те, кто малышами смотрел телевизор больше 53 минут в сутки, на 11 процентов чаще подвергались издевательствам со стороны соучеников. В частности, их чаще дразнили и отбирали у них вещи.

По мнению ученых, пристрастие к телевизору мешает детям развивать коммуникационные навыки, необходимые для успешного общения. В итоге они становятся "изгоями" в среде ровесников.

Гаджеты уменьшают мозг

Сегодня детишки уже с годовалого возраста учатся пользоваться смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Понятно, что от технического прогресса никуда не уйти, но многие специалисты считают, что гаджеты мешают ребенку развивать жизненно важные навыки.

Так, представители "бескомпьютерного" поколения в детстве играли на улице, бегали, прыгали, озорничали… Это способствовало развитию телесного самоощущения и познавательных способностей. Специалисты утверждают, что подобные занятия формируют в предлобной коре головного мозга нейронные связи, отвечающие за восприятие окружающего мира. Впоследствии это помогает человеку контролировать свои действия и эмоции. Такой опыт крайне важен. Но эти навыки не развиваются, если ребенок сидит перед экраном компьютера и играет в видеоигры. Кстати, даже на снимках МРТ видно, что у любителей посидеть за гаджетами уменьшен объем соответствующего участка мозга…

В этом разделе:
Новости партнеров

Американский психотерапевт Линда Базел говорит, что в детстве необходимо играть в подвижные игры, куклы или машинки, в качестве развивающих занятий собирать конструкторы или паззлы… Иначе в мозгу просто не образуются важные для дальнейшей жизни нейронные связи.

В свою очередь, британский логопед Салли Уорд выяснила, что ребятишки, у которых гаджеты являются любимой игрушкой, на целый год отстают в развитии от своих сверстников.

Сенсор вместо конструктора

К тому же, гаджеты не способствуют развитию мелкой моторики. Лепка из глины или пластилина, вырезание аппликаций, сбор мелких деталей конструктора как раз развивают этот навык. Когда появились персональные компьютеры, эту роль могла играть компьютерная мышка. Но сегодня большинство гаджетов имеют сенсорные экраны, в которые просто нужно тыкать пальцем. Это не имеет отношения к развитию мышц пальцев и кисти. Детям, которые привыкли к сенсорным экранам, сложно даже научиться писать ручкой на бумаге. А ведь в повседневной жизни это бывает необходимым, хотя бы при заполнении различных документов.

К чему приводит "клиповое" мышление

Плоховато обстоит дело и с чтением. Учителя жалуются, что современные школьники неспособны осиливать объемные тексты, даже если это касается учебной литературы.

Виной тому, по мнению экспертов, так называемое "клиповое" мышление. В Сети информация чаще всего подается в виде коротких сообщений, нередко сопровождаемых картинками, которые в сжатой форме передают содержание. Чтобы узнать его подробнее, требуется нажать на ссылку, однако не все это делают в наш скоростной век. Более того, этот же принцип подачи информации часто применяется в детских журналах и учебниках. Считается, что детям будет легче усвоить и запомнить короткие куски текста, чем один большой текст. В итоге ребенок не умеет выстраивать логические связи между отдельными частями текста и не способен его проанализировать.

"Клиповое" мышление хорошо тем, что позволяет действовать в режиме многозадачности, говорит еще один американский психолог, Ларри Розен. Школьник может одновременно выполнять домашнее задание, общаться в социальных сетях или мессенджерах, слушать музыку… Но вот полностью сконцентрироваться на какой-то одной задаче при этом сложновато. Именно поэтому так много детей сегодня страдают синдромом дефицита внимания.

Конечно, нельзя полностью исключить из жизни ребенка компьютеры, мобильные телефоны и другие технические достижения. Ведь они позволяют идти в ногу со временем и существенно облегчают жизнь. Но это не значит, что ребенок должен всю жизнь провести за гаджетами.

Читайте также:

Гаджеты делают детей социофобами


Сенсорная комната. Где и как восстановить ребенка
Дарья Любимская
Код для вставки в блог