Гаджеты делают детей социофобами
Считается, что вред от пользования различными гаджетами в основном заключается в последствиях от уменьшения физической активности и ухудшении зрения. Однако недавно Британская ассоциация учителей и преподавателей пришла к выводу, что частое использование планшетов и других мобильных устройств ведет к ухудшению коммуникативных навыков у детей.
Такие неутешительные результаты исследователи получили, изучая воздействие гаджетов на здоровье и развитие подрастающего поколения. Так, они выяснили, что дети, которые много времени проводят за электронными устройствами, испытывают проблемы с моторикой. В 3-4 года они уже способны легко управляться с сенсорным экраном, однако им трудно играть в обычные игры, например, в строительные кубики, или рисовать. Детишкам постарше трудно писать ручкой на бумаге. Ведь даже клавиатура и джойстик на устройствах, оснащенных "тачскрином", используются не всегда. Достаточно просто ткнуть пальцем в экран… А ловкости рук это не развивает.
Если ребенок вечером интенсивно играет на своем планшетном компьютере, на следующий день ему нелегко сосредоточиться на уроках. Дело в том, что яркие дисплеи планшетов провоцируют постоянную визуальную стимуляцию, и если она отсутствует, ребенку становится сложно сконцентрироваться на воспринимаемой информации.
Школьный учитель Колин Кинни (Северная Ирландия) рассказывает: "Когда в класс приходят ученики, которые провели большую часть предыдущей ночи, играя в компьютерные игры, их способность к концентрации внимания настолько ограничена, что их все равно что нет здесь".
Члены Британской Ассоциации учителей отмечают, что дети школьного возраста стали хуже справляться с письменными тестами и экзаменами, поскольку из-за избытка использования экранных технологий у них нарушаются механизмы памяти. Ведь они так привыкли полагаться на "поддержку" компьютера, что не находят нужным запоминать информацию, а также зачастую не могут применить на практике знания, полученные из учебников.
Читайте также: Несносный Пушкин, или Научите детей выделяться
В прошлом году в Британии был издан медицинский отчет, в котором говорилось, что все большее количество детей нуждаются в терапии компульсивного поведения, вызванного чрезмерным использованием цифровых устройств.
"Точно так же, как кирпич можно использовать, чтобы разбить окно или построить дом, цифровые технологии можно использовать во благо или во вред, и наша задача как учителей — помогать ученикам делать позитивные выборы, которые приведут к позитивным результатам", — комментирует еще один школьный преподаватель из Северной Ирландии, Марк Монтгомери.
Но необходимо и содействие со стороны родителей.
Компьютеры и прочие электронные "игрушки" значительно упростили жизнь взрослых, так как теперь им не нужно постоянно заниматься ребенком. Достаточно усадить отпрыска за планшет — и можно спокойно заниматься своими делами.
Современные дети все реже общаются в "реале" со сверстниками. Очень редко можно встретить ребят школьного возраста, играющих во дворе. Если малышей-дошкольников родители еще "выгуливают", то школьники обычно предоставлены сами себе и предпочитают проводить свободное время за компьютерами, планшетами и мобильниками. Случается, они имеют множество "виртуальных" приятелей, но у них совсем нет "реальных" друзей, поскольку утерян навык социального общения.
Британские эксперты рекомендуют регулировать "общение" ребенка с гаджетами. Необходимо ограничивать время, которое ваши отпрыски проводят за планшетами и другими электронными устройствами, говорят они. Периодически заставляйте ребенка выключать гаджет и отправляйте его гулять. А на ночь стоит отключать в квартире интернет, поскольку многие дети допоздна сидят в Сети, а по утрам встают в школу вялыми и уставшими…
Читайте также: Детская депрессия: как распознать, что делать
Прогресс не стоит на месте, и нам от этого никуда не деться. Конечно, нельзя искусственно запретить распространение цифровых устройств и использование их детьми. Тем более что иногда они просто становятся необходимостью для учебы, коммуникации и проч. Но необходимо разработать некую систему принципов, которая позволит свести вред от гаджетов для подрастающего поколения к минимуму. Иначе последствия их бесконтрольного использования могут оказаться непредсказуемыми.
Дарья Любимская