Двоечники - самые тихие и скромные
Двоечники — шумные хулиганы, а отличники — тихие зубрилки? Неправда, выяснили ученые. Наоборот, скромные и тихие куда менее успешны в учебе, особенно в раннем возрасте. Если ребенок смущается, он не участвует в общественной жизни класса, плохо строит отношения с учителями и хуже усваивает материал. В общем, забудьте все, что вы знали об отстающих.
Ученые Университета Майами доказали, что чересчур спокойные ученики начальной школы показывают худшие результаты в учебе, чем их более веселые, шумные и уверенные в себе одноклассники. Причем такая зависимость сохраняется на протяжении нескольких лет.
Специалисты-психологи обследовали 4,1 тысячи детей в возрасте от 4 до 14 лет. Ученые проследили их психологическое состояние и проанализировали школьные успехи. Оказалось, что тихие и застенчивые, вопреки стереотипам, учатся хуже.
"Если ребенок смущается, он почти не участвует в общественной жизни класса, не играет с детьми на переменах, не выстраивает нормальные отношения с одноклассниками, — говорит доктор психологии, один из авторов исследования Элизабет Белл. — Из-за этого они хуже вовлечены в образовательный процесс, который в младшей школе на 70 процентов связан с игровыми практиками и методами, требующими взаимодействия учеников между собой".
Ученые призывают родителей акцентировать внимание на психологической подготовке ребенка к школе — научить его дружить, не бояться других людей, решать возникающие конфликты со сверстниками. Это гораздо важнее, чем научить его читать или писать, подчеркивают психологи.
Какие еще нестандартные способы помогают повысить успеваемость ребенка в школе? Во-первых, не усаживайте вашего школьника за рабочий стол, если он предпочитает делать уроки где-то в другом месте. Возможно, ему легче будет сосредоточиться на кухне, где вы готовите ужин для всей семьи — там у него будет ощущение поддержки и тепла домашнего очага. Некоторые дети любят учить уроки, лежа на полу. Это сомнительно с точки зрения осанки и усталости глазных мышц, но если в этот момент ребенок повторяет выученный урок, почему бы не позволить ему запоминать таблицу умножения лежа? Некоторые непоседы, наоборот, скачут из угла в угол, словно их мозг умеет работать только одновременно с руками и ногами. В школе ребенок двигается мало — позвольте ему компенсировать этот недостаток в домашней обстановке.
Во-вторых, понаблюдайте, какую информацию лучше всего усваивает ваше чадо — слуховую, зрительную, или кинестетическую. Если ребенок обладает слуховой памятью, для него не будет ничего лучше чтения вслух и пересказов пройденного материала. Таким детям часто перепадает от учителей за разговоры во время урока. Хотя они справедливо жалуются, что разговаривают "по делу" — обсуждают только что сказанное на уроке с друзьями. Им просто необходимо поделиться только что усвоенной информацией, проговорить ее — иначе материал не запомнится.
Другие дети лучше владеют визуальной памятью, то есть усваивают преимущественно зрительную информацию. Вот кому помигают разнообразные схемы со стрелочками, таблицы и графики. Если ребенок просит вас купить побольше разноцветных ручек и маркеров — не отказывайте. Выделение цветом помогает таким детям систематизировать информацию.
С кинестетиками, наверное, будет сложнее всего. Это те ребятишки, которым нужно все пощупать, попробовать на прочность. Они обожают ставить эксперименты, клеить модели, делать вычисления на счетах и так далее. Этих детей часто называют гиперактивными. На самом деле, ставить диагноз "гипреактивность" может только психиатр, а дети-кинестетики просто обладают живым умом и подвижностью.
Движение снабжает мозг кислородом, а необходимый отдых делает возможным переработку уже полученной информации и усвоение новой. К сожалению, загрузка школьников под завязку, особенно в раннем возрасте, не ведет ни к чему хорошему: дети просто не успевают восстановить силы, истощаются, в результате чего портится и успеваемость, и здоровье.
Читайте также:
Доказано: занятия музыкой развивают мозг
Работающая мама - толстый ребенок
Имя для ребенка: дань эпохе или выпендреж?
Об отношениях в семье по детским рисункам
Лада Степанова