Ученые: аутизм - не психическое расстройство, а талант
Канадский профессор на днях выступил с довольно неожиданным заявлением: аутисты обладают преимуществом перед теми, кто не имеет этого расстройства, а ученые должны перестать рассматривать аутистические черты как недостатки, над устранением которых нужно работать. Расценивая аутизм как дефект, исследователи не могут понять суть этого состояния, утверждает Лоран Моттрон, профессор психологии Университета Монреаля.
"На основе последних данных и своего личного опыта я полагаю, что настало время думать об аутизме как о преимуществе в некоторых сферах, а не как о тяжком кресте", - говорит профессор. К примеру, когда в определенных участках мозга аутистов наблюдается активность, отличающаяся по характеру от той, что происходит у "нормальных" людей, это сразу приписывают к отклонениям, тогда как это может быть свидетельством пусть альтернативной, но от этого не менее эффективной организации работы мозга, поясняет Моттрон.
Сделав упор на изучении сильных сторон аутистов, поняв, как они учатся и усваивают информацию, и перестав мыслить шаблонами, исследователи смогут переломить ход общественной дискуссии относительно людей с аутизмом. При этом Моттрон отмечает, что совсем не намерен преуменьшать проблемы аутистов: "Каждый десятый не умеет говорить, у девяти из десяти нет постоянной работы, а четыре из пяти аутистичных взрослых зависят от своих родителей", - приводит статистику профессор.
При этом аутисты могут сделать значительный вклад в жизнь общества, если к ним будет сформировано правильное отношение. К примеру, в лаборатории Моттрона работают несколько человек с аутизмом, а одна из сотрудниц, Мишель Доусон, смогла донести до остальных суть аутизма посредством своей научной деятельности и на личном примере.
Если ребенку снятся кошмары...
Аутисты часто обладают исключительной памятью и могут с легкостью вспомнить содержание книги, прочитанной ими несколько месяцев назад. Забывают что-то они при этом "неохотно", что для сотрудника лаборатории является весьма ценным качеством. Доусон, например, может моментально назвать методы, используемые при изучении восприятия аутистами окружающих.
Недавние исследования также доказали, что аутисты часто слышат и видят лучше остальных, а также показывают более высокие результаты в невербальных тестах на интеллект. Так, в одном из экспериментов, проводившихся Моттроном, аутисты справились с задачей завершения визуального ряда на 40 процентов быстрее.
То, что аутистов часто считают умственно отсталыми, Моттрон объясняет тем, что им просто предлагают неподходящие тесты. "При определении уровня интеллекта у людей с нарушениями слуха мы, не колеблясь, исключаем те части теста, которые испытуемый не сможет пройти при помощи одного лишь языка жестов. Так почему бы нам не сделать то же самое для аутистов? - задает резонный вопрос профессор. - Не думаю, что аутизм нужно связывать с умственной неполноценностью. Чтобы оценить истинный уровень интеллекта аутистов, исследователи должны использовать только те тесты, прохождение которых не требует словесных объяснений".
И все же аутизм - это расстройство, считает Раджеш Кана, доцент кафедры психологии Университета Алабамы. Кана согласен с тем, что исследователи не должны сосредотачиватся исключительно на негативных сторонах аутизма, но говорит, что это в любом случае "нарушение", а не просто "разница". Людей с тяжелыми формами аутизма проблемы разного характера преследуют изо дня в день. Даже те, у кого аутизм довольно "спокойный", могут легко стать жертвами мошенников из-за неспособности понять, когда им врут в лицо. Так что адекватное вмешательство таким людям необходимо - от этого напрямую зависит качество их жизни.
Истерики ребенка - не просто каприз
"Всестороннее изучение аутизма должно учитывать как сильные, так и слабые стороны людей с таким состоянием", - говорит Кана. Понимание всех аспектов этого явления имеет большое значение для оказания поддержки аутисту. Например, если ребенок-аутист имеет проблемы со словесным выражением своих мыслей, то родители будут знать, что можно предложить ему визуальные - например, графические, - способы высказаться. "Ваше участие должно быть направлено на преодоление той или иной неспособности с учетом персональных особенностей и сильных сторон аутиста", - заключает Кана.
по материалам Livescience.com
Наталья Синица