Школа: деление детей на "богатых" и "бедных"
Одна из проблем, которая беспокоит родителей школьников, — расслоение детей в любом коллективе на "богатых" и "бедных" в зависимости от дохода семьи. Если взрослого нелестное сравнение с другими может подвигнуть на некие позитивные изменения: найти хорошо оплачиваемую работу, получить второе образование, — то ребенок вынужден жить с тем, что есть.
Часто объектом гонений и насмешек становятся бедные дети — их делает изгоями отсутствие "статусных" предметов, невозможность сходить с одноклассниками в кино или кафе, поехать на экскурсию. Но нередко и дети обеспеченных родителей "выпадают" из коллектива — их считают выскочками и лентяями, которым все достается даром.
Субъективное неравенство. Сосуществование детей из бедных и богатых семей в одном коллективе далеко не всегда приводит к конфликтам. Многое зависит от возраста детей, критериев "бедности" и "богатства" в конкретной среде и просто от субъективных ощущений. Есть школы и отдельные классы, где неравенство прямо-таки бьет в глаза, есть и такие, где оно куда менее заметно. Не все богатые родители станут наряжать дочь или сына в вещи от кутюр и покупать дорогие гаджеты, чтобы чадо пользовалось ими в школе. Многие родители, достигшие материального благосостояния упорным трудом, ждут и от детей такого подхода. С другой стороны, многие не слишком обеспеченные мамы и папы стараются, чтобы ребенок был "не хуже других" — вплоть до покупки чрезмерно дорогих вещей напоказ. Так что субъективные категории "богатства" и "бедности" в детском коллективе могут сильно отличаться от реального положения вещей.
Хотя, разумеется, некоторые объективные показатели семейного дохода выявляются очень быстро. Одни дети с интересом посещают все экскурсии вне зависимости от их стоимости, ездят в театр, а в сентябре обмениваются впечатлениями о заграничных поездках, — другие же, разве что лишь делятся радостями разведения кабачков на даче у бабушки и не могут поехать с классом ни в театр, ни тем более в другой город. Хорошо, если коллектив родителей и учителя помогают сглаживать неприятные ситуации, возникающие из-за разного дохода в семьях соучеников.
Читайте также: У детей все по-взрослому: лидеры и массовка
Роль учителя. К сожалению, часто сильному социальному расслоению в школе способствуют именно учителя. Некоторые не отказываются от дорогих подарков, которые готовы преподнести родители обеспеченных учеников, и за это закрывают глаза на выходки их отпрысков или завышают оценки. Нередко педагоги, напротив, испытывают сочувствие к бедным семьям и неприязнь к богатым, что сказывается на отношении к ученикам: способных детей даже из богатых семей они считают бездельниками, которым все дается задаром.
Не пытайтесь скрывать проблемы. В данном случае школа — модель будущей жизни, в которой есть социальное неравенство, денежные проблемы, долги, болезни и множество других печальных вещей. Не пытайтесь надеть на ребенка розовые очки, иначе его разочарование при встрече с реальным миром будет огромным. Если в вашей семье высокий доход — возможно, стоит отказаться от покупки слишком дорогой одежды или телефона, объяснив сыну или дочери, что в его классе есть очень бедные дети, которые будут чувствовать себя обделенными, видя, сколько хороших вещей им недоступно. Если доход вашей семьи низок, не пытайтесь обесценить переживания ребенка, говоря, что материальные вещи совершенно не важны — он все равно чувствует, что это неправда. На самом деле, извлечь воспитательную пользу можно из любого положения дел.
Богатые — ценить, бедные — достигать. У разных людей разный жизненный старт. Впрочем, это не значит, что бедные обречены — напротив, богатые люди нередко оказываются выходцами из бедных слоев населения. Кого-то бедность угнетает, кого-то — мотивирует. У детей богатых родителей, напротив, может наступить эффект пресыщения. Поэтому, на какой бы ступени социальной лестницы вы не находились, важно привить ребенку правильное отношение к доходам семьи. Обеспеченный ребенок должен научиться ценить то, что у него есть, и правильно использовать эти ресурсы. В конце концов, родители будут с ним не всегда — он должен уметь обращаться с деньгами, доставшимися ему от мамы с папой, и научиться зарабатывать свои. Дети родителей, которым не так повезло в жизни, могут использовать бедность как мотивацию к достижениям.
Читайте также: Если ребенок боится врачей
Самое лучшее, чему можно научить любого ребенка — сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Старт может быть высоким, но, если человек не развивается, он неизбежно будет деградировать. Важно показать ребенку, что любые модные и дорогие вещи через какое-то время становятся не нужными, устаревают или ломаются, в то время как навыки, знания и жизненный опыт никогда не падают в цене.
Лада Степанова