У детей все по-взрослому: лидеры и массовка

У детей все по-взрослому: лидеры и массовка. дети

Конечно, детям не знакомо значение слова "иерархия", но в детских коллективах она, несомненно, существует. Уже в группах пятилеток могут быть свои лидеры, тихони, аутсайдеры и "массовка". Кто становится лидером в детском саду и школе, так ли плохо, если в общении ваш ребенок — середнячок, и почему с некоторыми детьми никто не хочет дружить?

Малыши нескольких лет от роду играют не вместе, а скорее рядом, хотя и в их среде бывают свои дружеские привязанности, конфликты и даже продуктивное взаимодействие в виде совместной лепки куличиков. Но первые коллективы в традиционном понимании этого слова появляются у детей 5-6 лет. В этом возрасте дошкольники образуют первые группы по интересам. Для детей в этот период становятся очень важны правила. Маленькие формалисты могут долго спорить по поводу того, как "правильно" или "неправильно" играть в ту или иную игру, кто слушается, а кто нет, и у кого аккуратнее получилась картинка-раскраска. "Лучшим другом" дети этого возраста чаще всего называют того ребенка, с которым проводят больше всего времени в детском саду, на площадке или в развивающих кружках. Так что если у вас есть мечта подружить ребенка с детьми ваших лучших друзей, знакомить их лучше именно в этом возрасте.

Читайте также: Раннее развитие: каков фундамент, таков и дом

С началом школьных занятий, в 7-10 лет, представление о настоящем друге меняется. Теперь друг — это тот, кто не выдаст секрет, не посмеется над тобой в неподходящий момент, защитит, не предаст. Важным показателем статуса становятся школьные успехи. Хотя популярные дети не обязательно должны быть отличниками — их товарищам достаточно слышать, что учитель выделяет их устно, отмечает работу и старание на уроке.

В этом разделе:
Новости партнеров

В это время дети обретают способность к объективной оценке себя и других. Они начинают видеть противоречия человеческого характера — "веселая, но вредная", "добрый, но не может за себя постоять", "она моя лучшая подруга, но иногда может сказать что-то обидное". Дошкольники и младшие школьники начинают примерять на себя разные социальные роли. Иерархия в детских группах — упрощенная модель будущих коллективов взрослых. Чтобы помочь ребенку адаптироваться в своей группе, взрослым будет нелишне обладать знаниями о психологии детских коллективов. Как за ребенком закрепляется та или иная роль, почему кто-то становится лидером, а кто-то — белой вороной, и отчего с некоторыми детьми никто не хочет дружить?

Лидер. В дошкольном возрасте лидером часто становится самый дерзкий ребенок, который не боится перечить взрослым и навязывать другим детям свою волю. Отсюда нередкий парадокс — лидера слушаются, но часто не любят. В качестве бонуса ведомые дети получают хорошего переговорщика — обычно лидер, благодаря свей смелости, берет на себя контакты со взрослыми. Дети дошкольного возраста нередко подчиняются лидеру из-за страха оказаться внизу иерархической лестницы. Нередко они даже перестают общаться с ребятишками, которых лидер не желает принимать в свой круг.

Позже лидером обычно становится ребенок, хорошо успевающий в школе. Он может блистать успехами в каком-то одном предмете — математике, чтении, рисовании, а по остальным просто неплохо успевать. Круглые отличники редко становятся "альфами" — такие скорее слывут подлизами или "ботаниками". Если ваш ребенок не лидер в школьном коллективе — не огорчайтесь. У этой роли есть свои минусы. В возрасте 7-10 лет ребенок начинает чувствовать ответственность за "ведомых". Другие дети нередко кажутся ему безынициативными — "Я должен за них все придумывать!", скучными, поэтому лидер, как ни странно, может испытывать одиночество.

Середнячки, или Массовка. Хотя это название звучит не слишком лестно, в данной категории оказываются большинство детей. Быть в середине не так уж плохо — обычно в этой роли ребенок вполне может проявлять свою индивидуальность, общаться с другими на равных, избавлен от чувства гиперответственности, возникающего у лидеров, и в то же время не является изгоем. Однако нелишне будет объяснить ребенку, что подчиняться лидеру стоит не всегда. Нужно обязательно обдумать решение, принятое группой. Если лидер подбивает обижать слабого, сбежать с уроков или призывает к какому-то опасному поступку — необходимо отказаться, пусть и ценой конфликта с ним. Расскажите малышу, что людей, имеющих собственное мнение, всегда уважают.

Белая ворона. Белая ворона и изгой — не одно и то же. Белая ворона — ребенок необычный, часто замкнутый, но обычно вызывающий у других не отторжение, а любопытство. Хотя ситуация может измениться — когда белая ворона совсем замыкается в себе или смотрит на одноклассников свысока, она может подвергаться травле. Но чаще всего сверстники понимают, что "ворона" может быть полезна — помочь решить пример или прикрыть чью-нибудь проделку. Главные четы белой вороны — это некоторая закрытость, избирательность при выборе друзей и увлеченность чем-то, что не слишком похоже на интересы большинства детей. Если вы подозреваете, что ваш ребенок оказался в положении белой вороны — помогите ему стать немного более открытым с окружающими. Скажите, что другие дети не глупые и не скучные, просто у них могут быть иные увлечения. Объясните ребенку, что одноклассники сторонятся его не потому, что не любят, а скорее потому, что не понимают. Возможно, им было бы любопытно узнать о его интересах, а он таким образом мог бы найти себе друзей.

Читайте также: Ищу друзей моему ребенку

Аутсайдер. К сожалению, изгои есть в любой группе. Обычно эта роль достается ребятишкам, с которыми по каким-то причинам действительно трудно общаться. Это может быть самый застенчивый или плаксивый ребенок, или, напротив, агрессивный драчун, которого все сторонятся, а может быть, ябеда или жадина. Бывает, что роль достается ребенку с какой-то особенностью внешности — полному, в очках, с экземой и так далее. Дети не так уж жестоки, просто они еще не приучены скрывать свои чувства и не умеют щадить чувства других, а нередко просто пугаются тех, кто выглядит необычно. Появление аутсайдера в группе — сигнал к тому, что в ситуацию пора вмешаться взрослым. Но не для предъявления взаимных претензий, а для того, чтобы смягчить ситуацию. Родителям остальных школьников стоит попросить детей спокойнее относится к чужим особенностям и принимать ребенка-изгоя в игру. Нужно рассказать, как грустно остаться без друзей, призвать ребенка поставить себя на место аутсайдера. Родителям ребенка, оказавшегося изгоем, в свою очередь нужно понять, какие особенности поведения мешают его контакту с другими детьми.

Качества характера, которые могут привести ребенка к роли аутсайдера или осложнить его адаптацию в коллективе:

Ябеда. Чрезмерное стремление к справедливости и к тому, чтобы все делать правильно, в детях обычно поощряют сами же родители. Но при чрезмерном старании такое поведение может сделать из него самого настоящего ябеду. Конечно, это не значит, что нужно учить ребенка обманывать. Просто объясните ему, что все люди ошибаются, и иногда их стоит прощать. Разве он хотел бы чтобы мама рассказала всем, как он тайком съел пять конфет после дня рождения тети или забыл стихотворение на утреннике? Другие люди тоже заслуживают снисхождения. Если ребенку все же хочется восстановить порядок и справедливость, посоветуйте ему объясняться с друзьям наедине, не привлекая к разговору учителей и других детей.

Жадина. Не ругайте ребенка за то, что он захотел подарить любимую игрушку лучшему другу. Конечно, когда начинается "раздача" семейного имущества, это может принести проблемы. Объясните ребенку, что, прежде чем подарить какую-то вещь, лучше посоветоваться со взрослыми. Но не будьте слишком строгими к его щедрости — из детей, которые боятся делиться, потому что мама отругает, получаются жадины. Иногда жадность появляется у тех, кого делиться заставляли слишком часто — например, у старшего ребенка в семье с двумя-тремя детьми. Взрослым стоит учитывать интересы старшего и не заставлять его отдавать малышам все, что те попросят. Что касается поведения в детском саду или школе, объясните ребенку, что дружба все-таки важнее конфет и игрушек. Почитайте вместе с ним рассказы о взаимовыручке и поддержке друзей, расскажите о том, как друзья помогали вам в жизни.

Плакса. Дети часто пугаются из-за пустяков, поскольку не могут оценить реального масштаба происшествия. Царапина на пальце — вдруг я умру? Поссорился с другом — вдруг это навсегда? Есть чувствительные дети, которым трудно сдерживать слезы, а некоторые плачут потому, что дома это самый эффективный способ добиться чего-либо от взрослых. Как ни странно, в детских коллективах очень ценится уравновешенность. Дошкольники легко "заражаются" настроением других, поэтому инстинктивно избегают плакс, а школьникам вечно хныкающий одноклассник кажется "малышом", дружить с которым — не престижно. Расскажите ребенку, что делать в случае травм и других экстренных ситуаций — это поможет ему чувствовать себя увереннее. И объясните, что кроме слез, есть другой способ привлечь к себе внимание воспитателей или учителей — можно подойти поближе, дотронуться до руки собеседника, вскрикнуть, если наступили на ногу или толкнули, и так далее.

Тихоня. Дети видят в своих товарищах ровно столько, сколько те показывают (впрочем, это часто относится и ко взрослым). Если ребенок застенчив настолько, что держится в стороне и не делает ничего — дети, особенно дошкольники, могут сделать вывод, что он неинтересен и ничего не умеет. Не раскрывает рта — значит, не может ничего сказать, стоит у стенки на утреннике — значит, не умеет танцевать и петь. Дети дружат с тем, кто интересен и притом понятен, и быстро теряют расположение к тому ребенку, кто никак не откликается на дружелюбие. Чтобы помочь ребенку справиться с застенчивостью, перестаньте ограничивать его проявления чувств. Не одергивайте его резко, когда он шумит, топает, громко смеется дома или в гостях. Иногда детям нужно узнать реакцию окружающих на их поведение и самостоятельно сделать выводы. Можно порепетировать с ним диалоги, которые происходят в разных ситуациях: при знакомстве, конфликтах, ответах на уроке, разговоры на перемене.

Читайте также: Детскую зависть воспитывают родители

Драчун. Дети ведут себя агрессивно, когда не знают другого способа решения проблем. Покажите ребенку преимуществ других методов. Отработать их также можно в игре или в рисунке. Вспомните недавнюю ситуацию, которая закончилась дракой, и проиграйте ее в лицах. Покажите ребенку, что разговор или шутка могли бы решить вопрос намного эффективнее.

Сноб. Чувство собственной уникальности — вещь полезная, пока не доходит до абсурда. Когда ребенок начинает смотреть на сверстников свысока и перестает признавать их право на самовыражение, он рискует стать изгоем, которого будут сторониться. Расскажите сыну или дочери, что бесполезно пытаться стать "самым" во всем. Сильные и слабые стороны есть у каждого человека, и, если он будет чаще замечать хорошее в других ребятах, у него наверняка станет большее друзей, и тогда ходить в детский сад или школу станет намного приятнее.


"Дети индиго", или Синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Лада Степанова
Код для вставки в блог