Как поднять самооценку ребенка
Достойная самооценка — это одно из тех качеств, которое любой родитель хочет видеть в своем ребенке. Она тесно связана с его способностью к обучению, благополучием в семье и развивается с раннего детства в отношениях с окружающими и прежде всего с родителями. Они, образно говоря, выступают в качестве зеркала, в котором ребенок видит отражения своих чувств. Ребенок всегда любит родителей, и когда они возвращают ему любовь, привязанность и расположение, в семье создается прочная эмоциональная связь.
Именно это взаимодействие развивает нашу эмоциональную самооценку и влияет на нее в ту или иную сторону. Если родители всегда высказываются в отношении детей с негативным прогнозом, находят их бесполезными и неспособными или насмехаются и иронизируют, то дети начинают сомневаться относительно собственных способностей. А если в школе и на улице ребенка преследуют те же отношения, то из него вырастет человек с низкой самооценкой.
Как развивать самооценку?
Когда ребенок успешен в том, что он делает, он начинает верить в свои способности. И чем больше верит, тем больше ему удается. Однако важно научить его, что какие-то вещи ему будут даваться хорошо, а с другими могут возникнуть проблемы. При этом он не должен отчаиваться, потому что мы родители, уверены, что рано или поздно у него все получится. В этом смысле полезно признавать собственные ошибки и неудачи и показывать, что мы тоже несовершенны. Например, сказать:
"Очень сожалею, что я на тебя вчера накричала, извини, я целый день нервничала". Чтобы помочь ребенку вызвать положительные эмоции, очень важно хвалить и поощрять его, когда он пытается что-то сделать. Надо дать ему понять, что это "важно", что этому "можно научиться", что у него "обязательно получится", и что его семья любит и уважает его.
Надо все время ставить задачи детям, Ннапример, совсем малышу надо разрешить попробовать налить сок в стакан (пусть он прольется), постарше — одеться самому(пусть наизнанку), подмести и отнести мусор, собрать игрушки, расставить на полке свои книги, видеокассеты, наконец, попросить помощи у ребенка в делах по хозяйству, аплодируя его достижениям. Однако здесь важно ставить задачи, достижимые и адекватные возрасту.
Дайте ему возможность развиваться без чрезмерной опеки, не настаивая и не сравнивая с другими детьми. Таким образом, будет формироваться положительная самооценка. Возможно, он почувствует, что он не в состоянии сделать что-то, тогда вам придется сказать: " Конечно, ты не можешь пока, давай я тебе помогу".
Если ваш ребенок прекрасно преуспевает в науках, но неуклюж и над ним смеются сверстники, постарайтесь выйти вместе на площадку постучать в мяч или даже залезьте с ним на дерево. Это будет для него началом нового опыта. В любых ситуациях похлопывание по плечу, улыбка, слово "молодец", помогает ребенку развивать положительные эмоции в отношении самого себя. Но важно, чтобы эта похвала была заслужена.
Ребенок чувствует искренность, и если хвалят фальшиво, то он не будет повторять печальный опыт. Лучше так же хвалить результат или действия, чем его самого. "Какая аккуратная комната, или как ты хорошо себя вел с доктором". Ребенок должен быть доволен достигнутым результатом, чтобы учиться и воспитывать положительные чувства.
Швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил свои исследования психическому развитию ребенка. Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру. Главным в его работах является отношения "наставника" и ребенка.
Ряд рекомендаций в соответствии с теорией Пиаже заключаются в следующем:
— Родители и учителя должны выстроить с ребенком отношения взаимного уважения, поощрять детей решать проблемы своими силами и развивать их автономию. Необходимо исключить авторитарное общение.
— Когда ребенка необходимо наказать, то наказание должно вытекать из принципа взаимности, а не искупления. Например, сына, который отказывается убирать комнату, можно лишить возможности пользоваться некоторыми своими неубранными вещами. А дочь, которая агрессивна и бьет других детей, должна быть на время лишена общения с ними.
— В школьном возрасте огромную роль в интеграции ребенка в общество играют учителя. Поэтому так важен выбор первого учителя. Если он умеет поощрять стремление детей к знаниям, обсуждать проблемы, поднятые ребенком без осмеивания или критики, распознавать и направлять его спонтанные интеллектуальные и эмоциональные порывы, это очень способствует нравственному развитию и росту самооценки ребенка. Выделить, например, за успехи в рисовании, даже если их и нет, но видно, что ученик работает с "горящими" глазами. Такой подход способен резко изменить судьбу классного "чучела".
— Ребенка уже в дошкольном возрасте надо привлекать к обсуждению нравственных проблем. По мере того, как он будет слушать мнения окружающих и родителей, у него возникнут желания подражать успешным людям. Если же мама все время пилит папу за неспособность заработать, а папа ругает маму за подгоревшие котлеты, и начальство и власть за тупость, то кому тогда подражать вашему чаду?
Ответственность, сотрудничество и самодисциплина не воспитываются авторитарными методами. Такие понятия ребенок вырабатывает только в обстановке взаимного уважения. Родители и учителя, вот те наставники, которые развивают самооценку ребенка. И она развивается на основе сотрудничества, а не приказа. Так же вредно для ребенка, когда его наказывают, угрожая потерей любви и доверия. Это вызывает чувство вины и понижение самооценки. Поэтому не следует говорить: " Ты очень огорчил маму своим поведением". Эта угроза чревата потерей любви, а это очень тяжелое наказание.
Без высокой самооценки, ребенку будет трудно противостоять вызовам жизни. Ребенок с достойной самооценкой активен, легко заводит друзей, обладает чувством юмора, участвует в проектах и обсуждениях, не боится сделать ошибку, гордится своим вкладом в общую жизнь, счастлив, уверен и ласков. Поэтому надо научить ребенка чувствовать и сопереживать. Ребенок должен знать, что его успех зависит от его мотивации, что гордость, когда она не гордыня, способствует развитию чувства собственного достоинства. Это секрет хорошего старта в жизни и преодоления ее вызовов .
Читайте также:
Ребенок-бумеранг всегда возвращается...
О чем расскажет нелюбимый школьный урок вашего ребенка
Психологи: не учите детей играть!
Любовь Люлько